Ирина Остапенко
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) в подготовительной группе «Казачье подворье»
▼ Скачать + Заказать документы
Казачье подворье
Цель:
Формировать представление детей о кубанском народном творчестве.
Задачи:
Учить детей идентифицировать свою половую принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки- мальчика, мужчины- женщины, воспроизводить народными инструментами ритмический рисунок знакомой мелодии, продолжать знакомить с кубанским фольклором.
Развивать певческие навыки, умение самостоятельно начинать пение после вступления, познавательный интерес к истории своего народа.
Воспитывать любовь к малой Родине.
Публикация «Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) в подготовительной группе „Казачье подворье“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход образовательной деятельности:
Вос-ль: Здравствуйте, ребята! К нам в детский сад пришло электронное письмо. Вы хотите узнать о чем оно?
Дети: Да!
Вос-ль: Давайте посмотрим.
На экране Казачка : Здравствуйте, дорогие ребята! Вы живёте в чудесном месте, где широкие кубанские степи, могучие высокие горы, прекрасные добрые и щедрые люди. Я, как и вы родилась на Кубани, но жила в то время, когда не было ни телефонов, ни машин. Вы хотите узнать, как жили люди в старину на Кубани?
Вот вам старинный кувшин, он перенесет вас туда.
Вос-ль: (смотрит по сторонам и ищет кувшин) А где же этот кувшин? Давайте поищем его (кувшин стоит на видном месте и дети находят его)
Вос-ль: Ну что, ребята, вы согласны перенестись в прошлое и узнать, как жили наши предки?
Дети: Да!
Вос-ль: Тогда давайте встанем все в круг и дотронемся до нашего кувшина (становятся в круг и дотрагиваются до кувшина). Ребята, кажется, мы уже оказались с вами в прошлом.
(Под кубанскую народную песню «Кубанские казаки» дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макет хаты, подворья)
Подойдите к столу и посмотрите, что это? (На столе макет казачьего подворья)
- Правильно, это казачье подворье. А как называется жилище казака?
- Хата.
- Из чего же строили казаки свои жилища?
- Из соломы, камыша, хвороста, глины.
Хата обязательно обмазывалась глиной и белилась.
Казачье подворье состояло из хаты, летней печи - кабыцы, колодца и хозяйственных построек - сарай, саж для свиней, овин, конюшня.
Кубанские казаки очень любили лошадей и заботились о них. Поэтому на каждом подворье была конюшня, недаром пословица гласит: «Казак без коня, что воин без ружья». А теперь мальчики возьмите за руку девочек и проводите их на стульчики, а потом присядьте сами (садятся).
Вот вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Вос-ль: Эта песня прозвучала в исполнении Кубанского казачьего хора. Основан был хор очень давно, руководит хором народный артист России Виктор Гаврилович Захарченко. Кубанский казачий хор называется народным потому, что он исполняет старинные казачьи песни и песни кубанских композиторов. В своих песнях казаки поют об обычаях и традициях нашего края, о том, как жили люди раньше, а также воспевают красоту природы родного края. Посмотрите, какие костюмы носят артисты кубанского казачьего хора.
А вы хотите послушать песню из репертуара Кубанского казачьего хора?
Дети: Да!
Слушают песню «Ой да, Краснодарский край», муз. В. Захарченко
Вос-ль: Понравилась вам песня? О чем поется в песне? (О нашем крае, о его природе) Какая она по характеру? (торжественная)
А какие песни про казаков, про Кубань вы знаете?
Дети: «У Кубань - реки», «За Кубанью огни горят».
Исполняют кубанскую народную песню «У Кубань – реки».
Вос-ль: А какие вы знаете народные музыкальные инструменты?
Дети: трещотки, бубен, баян.
Вос-ль: Еще есть кубанский музыкальный инструмент -копытца, изображающий стук копыт лошади.
Хотите сыграть на них? (Играют.)
Играют на музыкальных инструментах мелодию кубанской народной песни «За Кубанью огни горят»
Вос-ль: Ну что, продолжаем путешествие в прошлое дальше?
Дети: Да!
Вос-ль: Сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели, как раньше одевались на Кубани. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле. Добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Вот, какой он носит красивый костюм.
Мальчик: (встает)
Посмотрите на меня
Вот какой нарядный я.
На мне широкие штаны,
Черкеска на плечах,
На голове шапка-кубанка,
На ногах сапоги.
Вос-ль: Кубанский костюм складывался веками. Черкеска – это верхняя мужская одежда из сукна, без ворота, с широкими отворотами на рукавах. На груди черкески находятся газыри – специальные кармашки для патронов. Шаровары – широкие штаны, для удобства езды на лошадях. На ногах носили высокие чёрные сапоги, а на голове шапку-папаху. Кинжал и саблю казаки крепили к поясу. Раньше, когда в семье казака рождался сын родные и знакомые приносили ему патрон, ружье, постригали волосы кружком, а потом поздравляли с казаком. С детства казака готовили к военной службе, приучали к труду.
Ребята, а как вы думаете какие черты характера подходят настоящему казаку? (смелость, сила, мужество, ловкость)
Девочки, скажите, а какие у вас в группе мальчики? (веселые, ловкие, сильные, смелые)
Вос-ль: Казачка занималась домашним хозяйством, воспитанием детей. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью.
Девочка: (встает)
Посмотрите, как я нарядилась,
Вместе со всеми здесь в пляс пустилась.
На мне юбка широкая, яркая
Вся в оборках, такая ладная.
Кофта моя - тоже ладная
Вышита узорами красивыми, гладкими.
На голове яркая, красная ленточка (кружится)
Ну как я вам, хороша?
Вос-ль: Хороша! Женский костюм шили из цветастого ситца, шёлка или бархата. Пышную юбку снизу украшали оборками или кружевом, а однотонные яркие кофты – тесьмой, бисером, кружевами. На голове заплетали косы, девушки повязывали ленты, а женщины носили яркие кружевные платки, на ногах носили полусапожки.
Как вы думаете, какие были казачки? (веселые, работящие, заботливые)
- Мальчики, что вы можете сказать о девочках своей группы? Какие они? (нежные, ласковые, заботливые)
Ребята, мальчики и девочки отличаются друг от друга и с этим надо всегда считаться и помнить об этом.
Девочка – это будущая женщина, мама. Мальчик – будущий мужчина, защитник, он никогда не обидит женщину, а всегда готов прийти ей на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности.
А сейчас, послушайте, какие припевки приготовили для вас Вика и Кирилл.
(Фото № 7)
Исполняются кубанские припевки «Гопачок»
1. Ой, гоп, гопоники!
Купыв батько топоники!
Я вприсядочку пошла
Казака себе нашла.
2. Чернобровый казачок
Пляшет со мной гопачок.
Вдарыла вприсядку,
Пошла без оглядки!
3. Ой, гоп, гопачок,
На круг вышел казачок.
Повэртивсь туды-сюды,
Стоять ноги нэ туды.
4. Ой, гоп, гопачок!
Не ставь ноги на бочок!
Становись на пятки,-
Полюбят ребятки!
5. Ой, гоп гопачок!
Пляшет бравый казачок!
Взял дивчину пид бока
Тай ударил гопака!
Музыкальный руководитель : Ребята, я так много рассказала вам о казачьих костюмах, мне очень хочется проверить, какими внимательными Вы были. Давайте поиграем в игру «Что лишнее»
(по очереди появляются элементы мужской казачьей одежды, дети должны угадать название и узнать какой элемент костюма лишний)
Вос-ль: Казаки умели не только хорошо служить Родине, работать, но и хорошо отдыхать. После трудового дня, с наступлением вечера, собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдохнуть.
- А, какой отдых без задорных песен, частушек и забавных игр. В одну из таких игр мы с вами и поиграем.
Игра называется «Моргушки».
Девочки сидят по кругу. За каждой девочкой, стоит мальчик. Перед одним из мальчиков, водящим, стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девочек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а мальчик, стоящий за ней, должен её удержать. Если он не успел удержать свою девочку, то он становится водящим.
Вос-ль: Понравилась вам игра? Мы еще поиграем, но в другой раз. А еще казаки и казачки любили плясать. Кубанские пляски подчеркивали удаль, боевой дух мужского танца. А какое восхищение вызывали казачки, лихо отплясывающие казачий пляс или плывущие в хороводе. А вы хотите поплясать?
Исполняют пляску «Казачий перепляс»
Мы с вами засиделись на казачьем подворье. Пора возвращаться.
Что вы сегодня узнали нового? Что понравилось больше всего? А вы хотели бы кому-нибудь рассказать об этом.
Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»? (Рассуждений детей.) А когда про девочку можно сказать, что она настоящая хозяйка?
Мне понравилось с вами путешествовать, вы были любознательными, активными. До свидания!
Остапенко Ирина Владимировна
воспитатель
МБДОУ детский сад №16
Станица Привольная
Каневской район
Краснодарский край
Список используемой литературы:
«Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» З. Г. Прасолова
«Край наш Кубанский» И. В. Корнакова. Ростов-на-Дону издательство Баро пресс, 2013г.
«Плясовые припевки Кубани» И. Н. Бойко. Краснодар. Фольклорно - творческий центр народов Северного Кавказа «Отрада», 1993г.