Булыгина Светлана Александровна
Дидактическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию «Сказка «На чём держится музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка На чём держится музыка
Введение
Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и огромным многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность и носит разрушительный характер. Значительную роль в создание благоприятных условий для гармонизации ребенка с природой и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, поскольку ритмизация жизненного пространства детей является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.
Публикация «Дидактическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию „Сказка „На чём держится музыка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Необходимо, чтобы дошкольник получил наиболее полное и правильное представление об окружающем его мире. Приобщаясь к искусству, ребёнок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры.
Музыка в этом вопросе – незаменимый помощник, она прививает ребёнку красоту, гармонию, любовь, благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.
В процессе формирования положительного отношения к музыке пробуждается интерес к познанию всех новых свойств и возможностей других искусств. Различные виды искусства обладают своими уникальными воспитательными арсеналами и в то же время тесно связаны друг с другом. Каждый человек с рождения и до конца жизни окружён сказками. Порой даже не замечаем, как глубоко она проникает в нашу повседневную жизнь, какое влияние оказывает. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому в сказочной форме. Ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются.
Взаимная согласованность музыки с такими видами искусства как литература, изобразительное искусство, усиливает реализацию триединой дидактической цели : образовательной, развивающей и воспитывающей.
Данный материал поможет пробудить фантазию и творческие способности.
Читая предложенную сказку, в заключении сталкиваешься с «послесказочными» вопросами и заданиями. Они оказывают определённую помощь взрослому в понимании мира ребёнка. Можно услышать, что услышал ребёнок, как воспринял сюжет, как его интерпретировал, что заинтересовало, что понравилось или не понравилось, какая проблема существует и т. п.
Кроме того, предлагается не только обсудить с ребёнком описанную в сказке ситуацию, но и сочинить свой вариант. Смоделировать: «а что было бы, если бы?» - значит помочь ребёнку самостоятельно выбрать возможные варианты поведения и разрешить разные, пусть и теоретические, проблемные ситуации.
Сказка «На чём музыка держится»
1 вариант
Цель: знакомство с жанрами музыки : песня, танец, марш.
Задачи:
- закрепить понятия жанров в музыке;
- развивать зрительное восприятие;
- обогащать словарный запас музыкальными терминами;
- воспитывать слушательскую культуру.
Материал: мольберт, наглядный материал на магнитах к сказке «На чём держится музыка» (море с музыкальными знаками, корабль, три кита Песня, Танец, Марш, капитан).
Игровые действия: во время рассказа сказки постепенно выкладывать наглядный материал согласно тексту. (см. Прил. 1)
Жили-были в море Музыки три кита. Одного звали Танец, другого кита – Песня, а третьего – Марш. Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море музыки главный?
«Послушайте, друзья, - говорит кит по имени Танец, - сначала надо разобраться, кто из нас самый старший? Я – Танец. Без меня человеку никак не обойтись. Со мной человеку весело. Ни один праздник без меня не обойдётся.
Тут кит Песня возражает: «Нет, Танец, кто старше: ты или я, вряд ли определить. А вот кто человеку нужнее? Конечно, песня. С песней человек никогда не расстаётся. С песней он трудится и отдыхает. Я и в радости и в горе помогу: и рассмешу, когда надо, утешу.
Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «ну, знаете ли, друзья! И со мной человек всю жизнь не расстаётся. Я и в труде, и в бою, и на торжественном параде, и на балу первый. А в последний путь человека кто провожает? Вот и решайте, кто в море Музыки главный?»
Спорили они, спорили, и решили, что рассудить их может только человек. Да не простой человек, а тот, который музыку сочиняет, то есть композитор. Смотрят: плывёт по морю корабль, а капитан на этом корабле композитор Дмитрий Дмитриевич Кабалевский. Обратились к нему киты: «Рассуди нас, композитор, пожалуйста. Какой кит важнее, кому быть главным в море музыки?»
Задумался композитор. Долго он думал да рассуждал и, наконец, объявил во всеуслышание о своё м открытии: «Песня, Танец и Марш – основные виды музыки. Все они одинаково важны. Потому что музыка на этих «трёх китах» держится».
Люди, услышав композитора, поддержали его. «В самом деле, не о чём тут спорить, - сказали они, и песня, и танец, и марш нам нужны одинаково. Нет смысла спорить о том, что в музыке важнее».
Вопросы:
1. Сколько существует китов в музыке?
2. Как называются три кита в музыке?
3. Какие доводы приводили киты в споре между собой?
4. К кому обратились киты, чтобы определить кто из них главный?
5. Кто такой композитор?
6. Как звали композитора, который был капитаном на корабле?
7. Какое открытие во всеуслышание объявил композитор?
8. Согласились ли люди с выводом композитора?
9. Что было бы, если композитор решил, что главный жанр музыки это ПЕСНЯ?
10. Что было бы, если композитор решил, что главный жанр музыки это ТАНЦ?
11. Что было бы, если композитор решил, что главный жанр музыки это МАРШ?
2 вариант
Цель: знакомство с жанрами музыки : песня, танец, марш.
Задачи:
- закрепить понятия жанров в музыке;
- развивать зрительное восприятие;
- обогащать словарный запас музыкальными терминами;
- воспитывать слушательскую культуру.
Материал: мультимедийная установка, компьютер.
Последовательность показа: презентация выполнена в функции «по щелчку», при озвучивании развивающего события надо нажимать на иллюстрации.
1 слайд. Жили-были в море Музыки три кита. Одного звали Танец, (нажать на кита «Танец») другого кита – Песня, (нажать на кита «Песня») а третьего – Марш. (нажать на кита «Марш») Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море музыки главный?
2 слайд. «Послушайте, друзья, - говорит кит по имени Танец, - сначала надо разобраться, кто из нас самый старший? Я – Танец. Без меня человеку никак не обойтись. Со мной человеку весело. Ни один праздник без меня не обойдётся.
Тут кит Песня возражает: «Нет, Танец, кто старше: ты или я, вряд ли определить. А вот кто человеку нужнее? Конечно, песня. С песней человек никогда не расстаётся. С песней он трудится и отдыхает. Я и в радости и в горе помогу: и рассмешу, когда надо, утешу.
Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «ну, знаете ли, друзья! И со мной человек всю жизнь не расстаётся. Я и в труде, и в бою, и на торжественном параде, и на балу первый. А в последний путь человека кто провожает? Вот и решайте, кто в море Музыки главный?»
Спорили они, спорили, и решили, что рассудить их может только человек. Да не простой человек, а тот, который музыку сочиняет, то есть композитор. Смотрят: (щелчок) плывёт по морю корабль,
3 слайд. А капитан на этом корабле композитор Дмитрий Дмитриевич Кабалевский. Обратились к нему киты: «Рассуди нас, композитор, пожалуйста. Какой кит важнее, кому быть главным в море музыки?»
Задумался композитор. Долго он думал да рассуждал и, наконец, объявил во всеуслышание о своё м открытии: «Песня, Танец и Марш – основные виды музыки. Все они одинаково важны. Потому что музыка на этих «трёх китах» держится».
Люди, услышав композитора, поддержали его. «В самом деле, не о чём тут спорить, - сказали они, и песня, и танец, и марш нам нужны одинаково. Нет смысла спорить о том, что в музыке важнее».
Вопросы:
4 слайд. Какой из этих трёх китов представляет в музыке жанр ПЕСНЯ?
8 слайд. Какой из этих трёх китов представляет в музыке жанр ТАНЕЦ?
12 слайд. Какой из этих трёх китов представляет в музыке жанр МАРШ?
16 слайд. Кто смог рассудить трёх китов при их споре? (нажимать на картинки по очереди с лева на право)
Человек, который пишет стихи?
Человек, который рисует картины?
Человек, который сочиняет музыку?
Список литературы
1. Выготский Л. С. Психология искусства — М. ,1986.
2. Шорыгина Т. А. Эстетические сказки. Беседы с детьми об искусстве и красоте. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
3. Кочанская И. Б. беседы с детьми о хороших привычках. – М. : ТЦ Сфера, 2016.
4. Судакова Е. А. Где живёт музыка. Иллюстративный материал и тексты бесед для музыкальных занятий в детском саду. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.