Оксана Кащук
Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Состав числа 4»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной к школе группе
«Состав числа четыре»
Подготовила воспитатель подготовительной к школе группы :
Кащук Оксана Станиславовна
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Состав числа 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Цель занятия: Учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел; закрепить названия дней недели; учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их, продолжать учить работать в тетради.
Материалы:
Для воспитателя: красные и желтые квадраты; мелкий счетный материал (пуговицы, обручи, макеты яблок, листочки с цифрами от 1 до 4.
Для детей: геометрические фигуры, красные и желтые квадратики, счетные палочки, тетрадь, простой и цветные карандаши.
Ход организованной образовательной деятельности:
- Ребята, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. На одном столе лежат геометрические фигуры. Сейчас я назову каждому ребенку геометрическую фигуру, а вы должны будете найти такую же фигуру на столах и сесть на это место.
- Покажите круги, треугольники, четырехугольники, многоугольники.
Дети рассаживаются за столы.
Сидя за столом.
- Ребята, вспомните, как можно составить число три из двух меньших чисел?
Дети называют свои варианты состава числа 3.
Воспитатель:
- Сегодня мы узнаем состав числа 4.
На доске выставляется ряд из четырех красных квадратов.
- Сколько всего квадратов?
Затем заменить последний в ряду квадрат желтым квадратом.
- Сколько осталось красных квадратов? (Три).
- Сколько желтых квадратов? (Один).
- Разложите на столе таким же образом свои квадратики.
- Как вы составили число четыре? (три и один, а вместе четыре).
- Давайте составим число четыре по-другому : из двух красных и двух желтых квадратов.
Дети выполняют задание.
- Как вы составили число четыре? (Два красных и два желтых квадратика).
Сколько всего квадратиков во втором ряду? (Четыре).
Поставить на доске один красный квадрат и три желтых квадрата,
попросить детей выложить так же свои квадратики; выяснить, сколько квадратиков каждого цвета и сколько всего квадратиков в этом ряду. Предложить детям назвать все варианты состава числа.
Дети говорят:
- 3 и 1, а вместе 4.
- 2 и 2, а вместе 4.
- 1 и 3, а вместе 4.
Игра «В какой руке сколько?»
Воспитатель предлагает детям пересчитать пуговицы, которые он держит в руках:
- сколько всего у меня пуговиц? (Четыре)
На глазах у детей педагог раскладывает их в две руки и говорит: «Вы должны отгадать, сколько пуговиц в одной руке, сколько в другой и сколько всего пуговиц. Давайте договоримся, что сначала будем говорить, сколько пуговиц в левой руке, а потом – сколько в правой. Например, два и два – вместе четыре. Как я разложила?»
Дети стараются угадать, начинают перечислять возможные варианты. Если они не отгадали задуманный воспитателем вариант, можно сказать: «Так может быть, но у меня не так».
Игра продолжается до тех пор, пока дети не отгадают. Ребенок, верно назвавший, сколько в какой руке спрятано пуговиц, становится ведущим. Теперь он раскладывает пуговицы в две руки и вызывает детей до тех пор, пока кто-то не назовет задуманный им вариант. Игра повторяется несколько раз.
Примечание:
- когда ребенок разложит пуговицы, обязательно проверьте, как он их разложил;
- напоминайте детям, чтобы они не забывали говорить не только, сколько пуговиц в каждой руке, но и сколько их всего;
- во время игры, при первичном знакомстве с составом числа, в качестве подсказки целесообразно оставить все варианты состава числа.
Физкультурная минутка
В понедельник я купался, (изображают плавание)
А во вторник – рисовал. (изображают рисование)
В среду долго умывался, (изображают умывание)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгают)
Очень долго танцевал. (кружатся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)
Дети рассаживаются на свои места.
Сидя за столом.
Перед каждым ребенком коробка со счетными палочками. Воспитатель предлагает отсчитать четыре палочки и сделать квадрат.
Потом отсчитать еще три палочки и сделать еще один квадрат.
Вопросы детям:
- сколько палочек вы отсчитали?
- сколько квадратов получилось?
- сколько многоугольников? (Три)
- назовите их. (Два квадрата и один прямоугольник)
Воспитатель предлагает детям отсчитать еще три палочки и сделать еще один квадрат. Дети могут по-разному выполнять задание. Задать им аналогичные вопросы.
Примечание. Если дети работают в разных плоскостях, то получаются разные ответы. В этом случае необходимо внимательно слушать, сколько они отсчитали палочек, и выяснить, почему получились разные ответы.
«Игра с яблоками»
На полу лежат обручи, в них цифры. На подносе разложены яблоки с нарисованными семечками.
Воспитатель:
- Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы берете по одному яблоку, считаете «семечки» в них и встаете около того обруча, цифра в котором соответствует количеству «семечек».
По сигналу дети берут яблоки и отыскивают в обручах нужную цифру.
Воспитатель:
- Проверьте друг у друга: все ли правильно выполнили это задание?
Провести опрос детей, около какой цифры они стоят и почему?
Работа в тетради
Графический диктант.
Получившуюся фигуру повторить до полей.
Закрасить первую фигуру красным цветом, третью – желтым, а последнюю – синим.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами узнали, как из двух других чисел можно составить число 4. Давайте вспомним, как это можно сделать.
Слушает ответы детей. Подводит итоги занятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014 год.
2. В. П. Новикова. Учебно-методическое пособие «Математика в детском саду подготовительная группа», изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2008 год.
3. В. А. Козлова. Дидактические игры по математике для дошкольников 5-7 лет «Квадратенок», изд. Школьная пресса, Москва, 2012 год.
4. Е. М. Рахманова. 45 занятий для подготовки руки к письму, изд. Литера, Санкт-Петербург, 2012 год.
5. Т. Ф. Клементович. «Я учусь математике», изд. Литера, Санкт-Петербург, 2013 год.