Ирина Титова
Конспект ОД по ФЭМП «Приключение школьного портфеля» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
- формировать у детей положительное отношение к школе, поощрять к выполнению определенных установленных правил и задач;
- закреплять навыки прямого и обратного счета, упражнять в решении стихотворных арифметических задач,
-познакомить со структурой задачи; учить записывать решение с помощью примеров, выполнять словесные инструкции воспитателя;
- умение делить прямоугольник на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их.
- закрепить умение различать и называть геометрические тела и фигуры;
- развивать внимательность, зрительную память, логическое мышление, умение применять свои знания на практике.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Демонстрационный материал: портфель, объёмные и плоскостные геометри-ческие предметы, книга с загадками- задачами, полоска бумаги для деления на части.
Ход занятия
В:- Сегодня по дороге в детский сад, у светофора я увидела. портфель. Обычный школьный ранец. Так вот, лежит он так одиноко, печально, никому не нужен и беспомощен. Видит - бабушка идет, он ее спрашивает: «Бабушка! Не вы меня потеряли?». А та отвечает: «Нет, у меня такого не было».
На светофоре остановилась машина, портфель спрашивает у водителя: «Дяденька, я не ваш?». Водитель посмотрел и строго сказал: «Нет! Чужого мне не надо, у меня в детстве такой был».
Подошла я к портфелю. А он говорит: «Посмотрите на меня внимательно, я не ваш?». А я ему: «Нет, не мой» и ранец чуть не заплакал.
- Подожди, портфель, не плачь, у меня в группе есть мальчики и девочки, которые вскоре пойдут в школу, они будут очень рады познакомиться с тобой. Они очень дружные, трудолюбивые. Дети, а вы рады такому другу?
- Портфельчик принес для вас различные задачи, с которыми могут справиться только дети, которые скоро пойдут в школу.
Воспитатель пытается открыть ранец, а он не открывается.
В:-Давайте посчитаем в обратном порядке от 5 до 1 и вежливо попросим портфель открыться.
- Ребята, а в портфеле есть много интересного (достаёт из портфеля плоскостные и объемные геометрические предметы)
- Ребята, что это? Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Сейчас я сложу все фигуры в мешочек и буду загадывать вам загадки, а кто правильно отгадает, тот и достанет нужную фигуру из мешочка. Только фигуры мы будем ставить на наборное полотно, а тела - на полочку
Растянули мы квадрат Вновь беремся мы за дело,
И представили на взгляд, Изучаем снова тело:
На кого он стал похожим Может мячиком он стать
Или с чем-то очень схожим? И немного полетать
Не кирпич, не треугольник - Очень круглый, не овал
Стал квадрат… (прямоугольник). Догадались? Это… (шар).
Присмотрись, стоит ведро - Нет углов у меня
Сверху крышка, снизу дно. И похож на блюдце я,
Два кружка соединили На тарелку и на крышку
И фигуру получили. На кольцо, на колесо
Как же тело называть? Кто же я такой, друзья?
Надо быстро отгадать. (Цилиндр). Назовите вы меня! (Круг.)
Египтяне их сложили Треугольник подпилили
И так ловко смастерили, И фигуру получили
Что стоят они веками.
Догадайтесь дети сами Два тупых угла внутри
Что же это за тела, И два острых – посмотри
Где вершина всем видна? Не квадрат, не треугольник,
Догадались? Из-за вида А похож на многоугольник. (Трапеция
Всем известна… (пирамида).
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? (Треугольник)
Я фигура – хоть куда, Вот колпак на голове –
Очень ровная всегда, Это клоун на траве
Все углы во мне равны Но колпак не пирамида
И четыре стороны Это сразу, братцы, видно:
Кубик – мой любимый брат, Круг в основе колпака
Потому что я…. (квадрат). Как же звать его тогда? (Конус).
Он похожий на яйцо Как его нам не вертеть
Или на твое лицо. Равных граней ровно шесть
Вот такая есть окружность - С ним в лото сыграть мы сможем
Очень странная наружность: Только будем осторожны:
Круг приплюснутым стал. Он не ласков и не груб
Получился вдруг…. (овал) Потому что это… (куб).
- Молодцы, хорошо знаете геометрические тела и фигуры. Портфель принес нам еще и загадки - задачки Попробуем решить их:
На диване ровно в ряд У Натальи - кукла Оля
Куклы Танины сидят: Плюшевый мишка - у Коли
Два медведя, Буратино, Котик - у Маши,
Ти веселых пингвина, Лошадка - у Саши
Котенок и слоненок. Матрешка - у Нади
Помогите-ка дети, Мерседес - у Сережи,
Сосчитать игрушки эти Кошка - у Полины
Мышка - у Алины
Сколько игрушек у детей?
В:- Считать дети умеют, а у портфеля для вас задачи.
-Но прежде чем их решать давайте немного отдохнем
Физминутка
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками
Разминаем наши плечи
Руки движутся навстречу.
Руки в боки улыбнись
Вправо – влево наклонись
Приседанья начинай,
Не спеши, не отставай.
А в конце - ходьба на месте
Это всем давно известно
В:- На листочке нарисовано 6 квадратиков. Нарисуйте еще 1. Сколько стало квадратиков теперь? Вот такая у нас с Вами получилась задача.
Ребята, в задаче всегда есть условие и вопрос.
Условие нашей задачи такое: у нас было 6 квадратов. Мы нарисовали еще 1 квадрат
Кто из вас сможет повторить условие задачи? Молодцы, справились ребята. Условие – это маленький рассказ. В условии всегда есть числа. Назовите числа в этой задачи?
Правильно числа 6 и 1. Еще в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче? Вопрос: сколько стало квадратиков?
Ребята, всем понятно, что такое условие и вопрос в задаче?
Давайте, еще раз все повторим условие и вопрос нашей задачи.
Условие задачи: было 6 квадратов, дорисовали еще 1 квадрат.
Вопрос задачи: сколько стало квадратов?
Давайте с вами запишем решение нашей задачи в тетради (на доске выкладываю или записываю цифры)6 + 1 = ?
Еще в задаче есть ответ. Какой ответ у этой задачи? Правильно, 7.
Решим с вами еще одну задачу. Выложим на доске 10кубиков. Теперь 4 куби-ка уберём. Сколько кубиков у вас осталось? Давайте с вами повторим условие задачи.
Условие задачи: Мы выложили 10 кубиков. Затем 4 кубика мы убрали. Какой у задачи вопрос? Вопрос: Сколько осталось кубиков? Ребята, давайте с Вами запишем решение задачи 10 – 4 = ?
Осталось найти ответ? Правильно, 6. Запишите ответ задачи. 10 – 4 = 6
В:-Ребята, а в портфеле ещё есть апельсин. Интересно, для чего его туда положили. Я кажется, догадалась.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто-куда
-Что делали звери?
-Ответ: Делили
- Вот сегодня мы с вами научимся делить целое на 2 и 4 части
- Вот эти полоски и помогут нам узнать как делить на 2 и 4 части.
- Сядьте удобно, внимательно смотрите и слушайте, что я буду делать.
У меня бумажная полоска, я сложу её пополам, точно подровняю концы, проглажу линию сгиба и разрежу по линии сгиба.
- На сколько частей я разделила полоску?
Ответ: на две части
Верно, я сложила полоску один раз пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части.
-Равны ли эти части? (складываю полоску, убеждая детей в равенстве её час-тей) .
- Получились 2 равные части. Вот одна половина полоски, а вот другая поло-вина (показываю)
-Ребята, а теперь вы попробуйте разделить одну из полосок пополам на 2 ра-вные части.
Дети делят.
- Молодцы. Что я сейчас показала? Сколько всего половин?
Ответ детей.
Что же называется половиной?
- Половина – это одна из 2 равных частей целого. Половинами называют обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Каждая из частей называется одной второй или половиной, потому что разделили на две рав-ные части.
- Сколько всего таких частей в целой полоске? Как мы получила 2 равные час-ти?
Ответы детей.
- Что больше: целая полоска или одна из 2 её равных частей?
- Что меньше: целая полоска или одна из ее половин?
Ответ детей.
- А если я сложу полоску вот так (не пополам, на сколько частей я разделила её?
- Можно ли эти части назвать половинами?
- Почему?
Ответы детей.
Давайте вы попробуйте поделить полоску на 4 части.
Дети делают.
Когда мы делили полоску на две равные части, каждая часть называлась од-ной второй. Сейчас мы разделили на четыре части. Как называется каждая часть? Каждая из частей называется одной четвертой, потому мы целое раз-делили на четыре части, также эта часть называется четвертинка,или одна четвёртая.
- Молодцы, все задания из портфеля кончились А у меня ещё один вопрос к вам:- Как мы называем детей, которые носят портфели? (Школьники, уча-щиеся.)
Рефлексия. Ребята, сегодня мы многое повторили, а что-то узнали в первый раз. Скажите, что для вас на занятии было интересным, а что трудным (ответы детей).