юлия кутова
Конспект ООД по формированию монологической речи с детьми дошкольного возраста «Рассказ по картине «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по формированию монологической речи с детьми дошкольного возраста
Юлия Кутова
Тема: рассказ по картине «Поздняя осень»
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Цель:
способствовать развитию монологической формы посредством чтения художественной литературы
Публикация «Конспект ООД по формированию монологической речи с детьми дошкольного возраста „Рассказ по картине „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Вид деятельности детей:
Коммуникативная, музыкальная, художественно эстетическая
Задачи:
Образовательные: формировать навыки составления короткого описательного рассказа и пространственно-временные представления;
активизировать словарь: слякоть, непогода, ненастье, бурая, ржавая, рыжая трава, пожухлые листья, экскурсовод
Развивающие: развивать речевую активность детей, мышление, воображение, память, связную речь
Воспитательные: воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками, культуру общения (вежливость, сострадание, совестливость, скромность, дружелюбие, интерес к пейзажной живописи
Оборудование:
Слайд ы с фотографиями музеев изобразительных искусств, музыка отрывка из пьесы П. Чайковского «Осенний день», проектор, картины на тему осень, схемы картинки для составления рассказа
Методы и приемы:
Организационный момент, образец рассказывания, вспомогательные вопросы, анализ образца рассказа, приветствие, сюрпризный момент, худ. слово, физ. минутка, дид. игры, поощрение, индивидуальный подход, повторение, слушанье музыки, рассматривание иллюстраций, составление рассказов, психогимнастика, рефлексия.
Ход ООД:
Вводная часть:
Приветствие : «Чуткие руки»
Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая.
И скажу вам, не тая:
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.
А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших соседей
Мотивация деятельности детей:
Посмотрите ребята какие интересные буклеты я сегодня вам принесла. В разных городах проходят выставки картин «Поздняя осень». А вот и в нашем музее проходит такая выставка.
Целеполагание:
Вас это заинтересовало? Хотели бы вы посмотреть выставку картин?
-Да
- В какой город ближе нам отправится на выставку.
-В Оренбургский музей изобразительных искусств.
Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний:
- Для того, чтобы отправится на выставку я предлагаю Вам ребята, пригласим в гости слова, которые живут осенью? Я буду произносить разные слова. Как только вы услышите слово, которое живёт осенью, вы должны будете хлопнуть в ладоши и оно появится.
- Дождь, капель, метель, лужи, снегопад, листопад, ненастье, стаи, сугроб, одуванчик, земляника, ветер, жара.
- Слова, которые вы пригласили, останутся у нас в гостях.
- У осени есть три сына. Что это за сыновья?
- Как зовут первого сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка - «с».
- Второй осенний месяц.
- Октябрь.
Спойте голоском название первого звука этого слова «о».
- Как зовут третьего сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка «н».
- Мы произнесли первые звуки каждого месяца осени. Посмотрите что получилось. Картинка к слову Сон.
- Как вы считаете, матушка Осень выбрала бы себе это слово?
- Что происходит в природе в конце осени?
- Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Некоторые животные впадут в спячку, они прячутся в норы и засыпают, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. Деревья сбросили листву.
Физ. минутка «Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (дети приседают)
Дунул ветер - полетели, (поднимая руки верх, качают ими)
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (дети приседают)
Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели (дети кружатся)
И на землю тихо сели (дети приседают)
Основная часть:
Добывание (сообщение и приятие) нового знания:
(Воспитатель принимает на себя роль экскурсовода).
-Ребята посмотрите, как художники изобразили осень на своих картинах
Игра «Подбери действие».
- Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.
- Дождь осенью — моросит, идет и т. д.
- Урожай осенью — убирают.
- Птицы осенью — улетают.
- Деревья осенью — роняют листья.
- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Игра «Подбери признак».
- Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.
- Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
- Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Осенний день».
Воспитатель: Что вам хотелось бы делать под эту музыку?
- Посидеть, поспать.
- Ребята как Вы думаете, о каком времени года это произведение.
-это осень.
-Правильно. Молодцы
Многие художники изображают осенние пейзажи. Какой период осени изобразил художник на этой картине?
- Конец осени.
- Как вы догадались?
- Деревья голые, трава завяла, потемнела, стала бурой, ржавой.
- Внимательно посмотрите на картину и подскажите её название.
- «Поздняя осень».
- Какие краски использовал художник в своей картине?
- Холодные, тёмные.
- Что вы видите на переднем плане?
- Дорогу, Деревья.
- Какая дорога?
- Широкая, длинная, грязная.
- На дороге маленькие лужицы.
- Какие деревья на переднем плане?
- Голые, большие.
- Посмотрите влево, что вы видите слева?
- Слева от дороги, на картине изображены разные деревья: берёзы, клёны, сосны
- Что вы видите вдали на картине?
- Густой лес.
- Я думаю, что художник изобразил ясный день. Вы согласны со мной?
- Нет, вечер.
- Как вы это определили?
- Нет солнца, небо низкое, хмурое, серое.
-Что вы видите ещё на картине?
- Высоко в небе пролетает стая птиц
- Увидеть все, что есть, на этой картине могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите «бинокли». Что вы видите ещё на картине?
- Вдали виднеются крыши домов.
- Ребята, эта картина непростая, она звучит. Представьте, что мы с вами вошли в картину и оказались в этом лесу, или на этой дороге, возле деревни. Закройте глаза и представьте, какие звуки вы услышали?
- Крики птиц, шорох листвы, звук ветра, треск сучьев.
- Вдохните глубоко. Какой воздух?
- Холодный, сырой, свежий.
Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься?
- Составлять рассказ.
- Помогите мне составить рассказ :
Наступила поздняя осень.
(Далее дети составляют рассказ по цепочке, опираясь на схемы.
-Был осенний хмурый вечер.
-Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.
-Недавно прошёл сильный дождь.
-На дороге образовались лужи.
- Деревья стоят голые.
-На дубах и клёнах остались последние пожухшие листья.
- Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко от дерева.
-Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Дыхательная гимнастика «Осенние листья»
- Где находятся листочки?
- На дереве.
- А как они держатся за ветку?
- Черешком – как будто это рука.
- Крепко держатся листочки за веточку.
Ветерок подул. ветер дует сильнее. сильный ветер подул.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания:
(Предлагаю самостоятельно составить рассказ)
Составляют 4-5 человек, в конце ребенок с наиболее яркой речью.
Рефлексия:
Анализ и самоанализ деятельности детей
Осеннний этюд Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься?
- Составлять рассказ.
- Помогите мне составить рассказ :
Наступить поздняя осень.
(Далее дети составляют рассказ по цепочке, опираясь на схемы.
-Был осенний хмурый вечер.
-Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.
-Недавно прошёл сильный дождь.
-На дороге образовались лужи.
- Деревья стоят голые.
-На дубах и клёнах остались последние пожухшие листья.
- Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко от дерева.
-Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Предлагаю вам расслабиться, я читаю стихотворение, а вы ребята превращаетесь в листья
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
- Все листочки слетели, ветер утих.
Где вы сейчас? Что вы чувствуете?
Кто-то говорит, что он лежит в луже, кто-то спрятался под скамейку, кого-то взяли домой для букета.
- Вам, листочки, хотелось бы полететь в дальние страны? Подул волшебник-ветер, поднял листочки с земли, они закружились в воздухе и полетели. Что вы видите сверху?
- Землю, дома, дорогу.
- Ветер утих, вы опустились на землю. Я дотронусь до вас волшебной веточкой, и вы опять превратитесь в детей и расскажите, какими были листьями и где росли?
-(Я был осиновым листочком и рос на осине.)
- Мы опять с вами в своей группе.
О каком времени года мы сегодня составили рассказ?
Что нового узнали сегодня?
Чей рассказ вам больше всего понравился?