Савенкова Оксана
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами через опыты.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха (прозрачный, невидимый, легкий, не имеет запаха, может передавать запахи других веществ, его можно услышать) .
2. Способствовать овладению способами обнаружения воздуха.
3. Формировать ценностное отношение к воздуху и его значение для всего живого.
4. Совершенствовать монологическую речь.
Развивающие:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Развивать интерес к познавательной деятельности.
2. Развивать умение последовательно излагать свои мысли, высказывать предположение, мнение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к опытам, коммуникативные умения.
Словарная работа: прозрачный, невидимый, бесцветный.
Предварительная работа:
• Наблюдение за ветром на прогулке;
• Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;
• Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;
• П. /и «Раздувайся пузырь»
Интеграция образовательных областей: Социально–коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Методы и приё мы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы);
- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты);
- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).
Материалы и оборудование: целлофановые мешочки на каждого ребенка; воздушные шарики; мыльные пузыри, коктейльные трубочки (по количеству детей, бумажные салфетки и веера, стаканчики с водой, иллюстрации на тему воздух, дольки мандарина.
Форма проведения: подгрупповая
Ход:
Воспитатель: Проходите ребята. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Игра-приветствие «Здравствуй, солнце золотое!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех мы вас приветствуем!
Сюрпризный момент: Стук в дверь.
Воспитатель: Кто пришел к нам в гости? Пойду, погляжу!
Воспитатель: Дети поглядите, к нам пришла собачка, её зовут – Тишка, он очень расстроен чем - то давайте спросим, что же у него случилось?
Тишка: Я бежал к Вам в гости, чтобы подарить самый красивый воздушный шарик, но по дороге споткнулся, шарик выскочил из лап и вдруг как зашипел и…. вот всё что осталось.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему у Тишки шарик зашипел и сдулся?
Примерный ответ: из него вышел воздух
Тишка. Воздух? А что такое? Как его увидеть?
Воспитатель: Давайте вместе выясним и расскажем нашим гостям все про воздух. А помогут нам в этом различные предметы.
Дети: Да
Воспитатель показывает иллюстрации: воздух вокруг нас, кому нужен воздух.
Дети: Он повсюду ( он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).
Воспитатель: Кому необходим воздух? Как можно назвать одним словом? (всему живому).
Воспитатель: Вы готовы быть учеными и проводить эксперименты?
Дети: Да
Воспитатель: Воздух вокруг нас повсюду. Попробуйте поймать руками воздух (дети пробуют ловить воздух)
Воспитатель: Получилось поймать воздух?
Дети: Нет
Воспитатель: Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
1. Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель: Подойдите к столу, возьмите пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). Теперь набираем воздух в пакет.
Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Воспитатель: Посмотрите, какой теперь стал пакет?
Дети: Полный
Воспитатель: Что вы поймали?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах.
Воспитатель: Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете?
Дети: Он бесцветный.
Воспитатель: Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух?
Дети: Нет.
Вывод: Значит воздух, какой? (прозрачный, бесцветный) Вот такой карточкой мы обозначим, что воздух прозрачный, он не имеет цвета, невидимый.
Воспитатель: А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, давайте проверим. Подходите к столу, на котором стоят стаканы с водой, присаживайтесь. Возьмите трубочки и опустите их в воду. А теперь дуйте в трубочку.
2. Опыт с водой :
Выдувание воздуха через трубочку в воду.
Воспитатель: Что, вы увидели?
Дети: Пузыри.
Воспитатель: Как вы думаете, пузыри это что?
Дети: Воздух, который выходит из нас.
Воспитатель: Теперь опустим стакан в воду, и посмотрите, наполняется стакан водой?
Дети: Нет
Воспитатель: Потому что в стакане находиться воздух и он невидимый
Вывод: Значит, мы дышим воздухом? Воздух нам нужен чтобы дышать, жить, воздух находится в нас и он не видимый.
3. Опыт с движением воздуха
Воспитатель: Ребята, а можно ли почувствовать воздух?
Воспитатель: Давайте ребята выясним и это. Подойдите к столу, возьмите бумажный веер и помашите им перед лицом. Воспитатель: Что вы чувствуете?
Дети: Воздух
Воспитатель: А теперь, возьмите трубочку и подуйте в неё на ладошку. Вы чувствуете воздух?
Дети: Да
Вывод: Значит, воздух движется?
Демонстрирует карточку «движение воздуха (ветер)».
А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше
4. Опыт «Может ли воздух пахнуть?»
Воспитатель: Ребята, скажите, воздух чем – то пахнет?
Понюхайте его. (Ответы детей).
А как вы думаете, может ли воздух пахнуть? (Ответы детей)
Сейчас вы закроете глаза и будете нюхать воздух в баночке, а потом скажите, что вы почувствовали. (Дети говорят, что почувствовали запах мандарина).
Ребята, вы почувствовали разные запахи, значит запахи могут передаваться по воздуху, а сам воздух ничем не пахнет.
Воспитатель:
В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.
Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
Мы можем, позаботиться о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его
Воспитатель
Ну вот, Тишка и подошло наше занятие к концу. Понравилось ли тебе наше занятие? А вам, дети?
Итог:
Воспитатель: Что мы сегодня узнали?
Дети: Как увидеть и почувствовать воздух
Воспитатель: Как вы почувствовали и увидели воздух
Дети: Делали эксперименты
Дети: Узнали что такое воздух, что он прозрачный, невидимый, бесцветный и движется и находится вокруг нас
Воспитатель: Кому мы сегодня помогали?
Дети: Тишке
Тишка: Ребята, спасибо вам большое, я теперь знаю, что такое воздух. Он нам очень нужен! Я для вас принес подарок, и предлагаю вам поиграть с мыльными пузырями в игру «Чей пузырь выше?"
Игра с мыльными пузырями под музыку.