Елена Дементьева
Конспект ОД «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Воспитание любови и уважения к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формирование знаний о характерных особенностях росписи игрушек,умения создавать узоры по собственному замыслу.
Публикация «Конспект ОД „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Развитие умения выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины, расписывать дымковскими узорами.
- Закрепление знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, творческих способностей. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Хотите узнать какие игрушки делают в селе Дымкого?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В. Феофанов)
Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Давайте с вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Промысел родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно,от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
Ответы детей.
Воспитатель (показывает иллюстрации) :
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
Дымковская барышня вся
в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!
Воспитатель: Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. Зима длинная,а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки и линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространё нные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть как создается игрушка?
Ответы детей.
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Правильно. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.
(Напечатанные трафареты раздаются детям. Карандашами они начинают с удовольствием расписывать. В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. включается негромкая народная музыка. В конце занятия устраивается выставка.)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Замечательные работы у вас получились. Нет ни одной одинаковой дымковской игрушки. Много интересного вы узнали о дымковской игрушке? Что больше всего понравилось?