Наталья Селезнева
Конспект занятия по рисованию «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Дымковская игрушка»
Программное содержаниеобразовательной деятельности:
«Художественное творчество»
- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
- Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию
«Познание»
- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
«Социализация»
- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;
«Музыка»
- развитие музыкально-художественной деятельности;
«Художественная литература»
- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству,
«Коммуникация»
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.
Материалы и оборудование к занятию :
Трафареты дымковских игрушек, изображение мастера Тихона, магнитная доска, ширма, игрушки, презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер. Фонограмма русской народной музыки.
Ход занятия:
- Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия. Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и закроем глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!
- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали!
Слайд с изображением села Дымково.
- А попали мы в село Дымково!
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
- В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
Идет демонстрация слайдов“Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет”.
(Т. А. Маврина)
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
- Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, попроведаем мастера.
Открывается ширма, на ватмане изображение старичка-мастера
- Скоро откроется ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог разукрасить только одну игрушку.
- Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями.
- Кто такие подмастерья?
- Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.
- Как называли молодых помощников мастера? ( ответ детей: совместный, индивидуальные).
- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны трафареты дымковской игрушки и фломастеры.
- Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).
- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Физкультминутка
Яркими красками с кистью в руке (Все движения показывает, дети повторяют)
Буду писать на таком языке.
Листья на деревьев – краской зелёной (рисуем контуры листьев в воздухе) Краской коричневой - горные склоны (обеими руками показываем громадные горы)
Краской оранжевой – жаркое солнце (очерчиваем круг)
Жёлтой – колосья созревшего хлеба (маховыми движениями имитируем колыхание колосков)
Синею краской – прозрачное небо (правая рука водит справа налево, потом левая)
Белого голубя белым оставлю (взмахи руками)
Целый рассказ я из красок составлю
Слайд с образцами цветов дымковской росписи.
- У дедушки Тихона есть трафареты дымковской игрушки. Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и раскрасить их.
- Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т. д.). Схемы элементов дымковской игрушки, которые лежат у вас на столе помогут вам еще раз вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.
- Садитесь удобнее, начинаем работу.
Самостоятельная работа детей за столами.
Напечатанные трафареты раздаются детям. Фломастерами они начинают с удовольствием<расписывать>.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.
Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогаетзатрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
По окончании работы дети закрепляют свои рисунки на столе перед дедушкой Тихоном.
- Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими работами.
- Какая из них вам нравится больше всего? Почему?
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
В конце занятия устраивается выставка.
Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора попрощаться. До свидания, ребята.