Ольга Медведева
Конспект ООД «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Медведева О. Ю.
Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.
Задачи:
Познавательное развитие:
-формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»;
-развивать у детей геометрическую зоркость.
- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логика, логическое мышление. Конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- познакомить с геометрической фигурой (пятиугольник)
- активизация словаря: пятиугольник
Речевое развитие:
-учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник»;
-совершенствовать диалогическую речь.
Художественно-эстетическое развитие:
- вырабатывать навыки рисования цветным карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт;
-закреплять знания об основных формах предметов.
Социально- коммуникативное развитие:
воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
Физическое развитие:
формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутку.
Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками, задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.
Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, наборы цифр и математических знаков, листы с головоломками на каждого ребёнка, тетради в клетку, ручки на каждого ребёнка, шаблоны пятиугольника, цветные карандаши, средства ТСО.
Ход деятельности:
Вводная часть:
Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей:
Приветствие гостей
Дети становятся в круг и проговаривают речевку с показом (А. Волиной).
Один, два, три — ученый слон
В математике силен.
Один, два, три, четыре, пять —
Стал он в цирке выступать. (Дети идут по кругу)
Три, четыре, пять, шесть —
На арене начал есть.
(Останавливаются и поворачиваются лицом в круг. Подносят руку ко рту)
Съел он семь больших котлет,
(Показывают 7 пальцев)
Восемь розовых конфет,
(Показывают 8 пальцев)
Девять сладких пирогов,
(Показывают 9 пальцев)
Десять кремовых тортов.
(Показывают 10 пальцев)
Сразу видно: этот слон
В математике силен.
(Поднимают указательный палец)
От входной двери группы раздаётся стук и входит Почтальон Печкин.
-Здравствуйте! Вам посылка от Дяди Фёдора!
-Здравствуйте!- отвечают дети.
-Здравствуйте, Почтальон Печкин! Проходите к нам в гости! - говорит воспитатель.
-Нет, нет! Очень мало времени, а у меня ещё много писем и посылок для ребят. Я тороплюсь! До свидания всем!
-До свидания, Почтальон Печкин!
-Ребята, посмотрим, что же нам прислал Дядя Фёдор? - говорит воспитатель.
-Да!- отвечают дети.
Воспитатель открывает посылку и достаёт письмо от Дяди Фёдора.
-Ребята, а вот и письмо: - Катя, прочитай нам, пожалуйста, что написал нам Дядя Фёдор!
Катя читает:
«Дорогие, ребята! Скоро весенние каникулы! А у меня не выполнены задания по математике! Если я не успею их решить, мама не отпустит меня на каникулы в деревню Простоквашино! А в деревне меня уже ждут Кот Матроскин и Пёс Шарик. Помогите мне, пожалуйста!»
- Ребята, поможем дяде Фёдору!- спрашивает воспитатель.
-Да!- отвечают дети.
-Тогда не будем зря терять время, приступаем к выполнению заданий. А вот и первое задание.
Воспитатель поочерёдно достаёт из посылки задания для выполнения.
Основная часть: (самостоятельная деятельность детей в решении игровых занимательных задач)
Воспитатель зачитывает задания для игры №1
Игра 1. «Разложи фигуры»
Цель: развитие внимания и восприятие.
Задание:
На слух выкладывать фигуры. У вас не должны повторяться фигуры по форме и цвету. Проговорить названия фигур и их цвета. Посчитать сколько геометрических фигур у нас получилось.
Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка.
-Я вам называю фигуры, а вы выстраиваете цепочку, а потом сравним со схемой справились вы или нет! Готовы?
- Дети: Да!
-Молодцы ребята! А теперь я хочу вас познакомить с новой геометрической фигурой. Но, для того, чтобы отгадать как она называется, нам необходимо сравнить ее со знакомыми нам геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник).
- Чем схожи эти фигуры? Чем отличаются? Давайте вместе сосчитаем сколько сторон и углов у нашей геометрической фигуры. Как мы можем назвать эту геометрическую фигуру?
- Дети: у этих фигур есть стороны и углы, отличаются разным количеством углов. Геометрическую фигуру мы можем назвать пятиугольник, потому что у неё пять углов.
- Совершенно верно, новая геометрическая фигура называется – пятиугольник! Вот и познакомились мы с вами сегодня еще с одной геометрической фигурой. Вы все справились с этим заданием! Давайте продолжим!
Воспитатель зачитывает задания для игры№2
Игра 2 «Головоломка»
Цель: развитие логического мышления
Задание:
Учить детей составлять треугольники из определённого количества счётных палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. Видеть и показывать при этом новую фигуру, полученную в результате составления, пользуясь выражением «присоединил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.
Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.
Ход:
1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»
После того как большинство детей выполняет задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по- разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник» (слева и т. д.)
2. Воспитатель предлагает детям отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура – четырёхугольник. Этот вариант решения дети зарисовывают мелом на доске.
Вопросы для анализа «Как составил 3 равных треугольника? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Воспитатель зачитывает задания для игры №3
Игра №3 Числовые домики
На мольберте висят числовые домики со своим числом (от 7 до 10, дети должны определить из каких чисел мы можем получить это число и каким способом (+,-)
Физкультминутка:
Мышь взобралась как-то раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась второй раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась в третий раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.
-Ребят, а может быть и мы посмотрим, который час у нас сейчас?
-Ваня отвечает!
-Все верно, молодец! А мы продолжаем!
Воспитатель зачитывает задания для игры №4
Игра № 4 Решение задачи
1) Пять ворон на крышу село
Еще две к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7).
- Сколько сорок село на крышу?
- Сколько еще прилетело?
- Что нужно узнать в задаче?
- Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, её надо решить. Как вы будете решать? (К 5 прибавить 2 равно 7)
- Сделайте решение при помощи цифр, которые расположены у вас на столах!
(5+2=7)
2) Цапля по воде шагала-
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть под кочкой.
Сколько лягушат спаслось,
Отвечайте точно! (8)
(2+6=8)
Как вы узнали?
Какое математическое действие вы применили?
3) Ежик по грибы пошел-
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзину,
Остальные же на спину.
Сколько рыжиков возьмешь
На своих иголках, еж(2)
(10-8=2)
Как вы узнали?
Какое математическое действие вы применили?
Игра №5 Знаки равенства
Цель: определить между числами какое больше или меньше, равно.
5и7; 10и8; 12и 11; 3и9; 4и4.
Игра № 6 Составляй-ка (графический диктант)
Я пою, и ты поешь
Я иду, и ты идешь
Мы поем, и мы идем
Очень весело живем.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Карандаш вот так держу
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Дети, у вас в тетрадочке у каждого стоит красная точка.
От этой точке мы будем работать дальше.
1)2 клетки
2) 1 клетка
3) 1 клетка
4) 1 клетка
5) 1 клетка
6) 3 клетки
7) 4 клетки
8) 1 клетка
9) 1 клетка
10) 5 клеток
11) 2 клетки
12) 2 клетки
13) 3 клетки
14) 2 клетки
15) 2 клетки
16) 4 клетки
17) 2 клетки
18) 1 клетка
Молодцы! Кто у нас с вами получился? (собачка)
Давайте каждый придумает своей собачке имя!
Игра №7 «Загадки»
1. Под кустами у реки жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто их сможет посчитать. (4)
2. Посадила мама в печь, пироги с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы пироги уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Сколько пирогов испекла мама (4)
3. В дом вошла Маринка,
За нею Иринка,
Потом вошёл Игнат.
Сколько всех ребят? (3)
-Умнички, все справились с задачами! Но, а мы продолжаем!
- Ребята, я хочу вам предложить пройти за столы на свои места, у каждого из вас лежит шаблон пятиугольника, ваша задача нарисовать из этой геометрической фигуры что-то такое, что могло бы пригодиться Дяде Фёдору на каникулах в Простоквашино и объяснить, как он может это использовать и для чего! Всем ли понятно задание?
- Дети: да!
- Приступаем! Включаем свои фантазии!
Воспитатель: -Ребята, а кто мне подскажет, кто автор Простоквашино?
-Дети: Эльдар Успенский!
Заключительная часть-рефлексия
Воспитатель обращается к детям
-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали? Какое было самое трудное задание? А с каким заданием вы справились легко? (ответы детей). Вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями и очень помогли Дяде Фёдору! Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Поаплодируйте себе! А я сегодня пойду на почту и отправлю посылку с вашими решениями – задачами и вашими картинками с пятиугольником для Дяди Фёдора и тогда он сможет поехать на весенние каникулы в Простоквашино. Ну, а вас я хочу отблагодарить сладким подарком (шоколадки с логотипом героев из мультфильма «Простоквашино»).