Ольга Глотова
Конспект ОД по развитию речи «Дружат дети всей страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию «Дружат дети всей страны»
Ольга Глотова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дружат дети всей страны»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Дружат дети всей страны»
Возрастная группа: 6-7 лет
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Дружат дети всей страны“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Цель: формирование понятия дружбы между людьми разных национальностей; формирование умения составлять рассказ с использованием мнемосхемы.
Задачи:
Обучающие задачи:
. учить детей использовать мнемосхемы для составления рассказов на заданную тему;
. совершенствовать грамматический строй речи: формировать предложно-падежные конструкции;
. учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
. способствовать обогащению словарного запаса.
Развивающие задачи:
. развивать связную речь;
. развивать словесно-логическое мышление;
. развивать мелкую и крупную моторику, межполушарные связи;
. совершенствовать зрительное восприятие и внимание;
. развивать интерес к людям разных национальностей.
Воспитательные задачи:
. воспитывать желание общаться и дружить со сверстниками;
. воспитывать уважение и толерантность не только к друзьям и близким, но и ко всем окружающим людям;
. формировать умение работать в команде.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
. обратить внимание на нерешительность Миши отвечать на вопросы педагога;
. обратить внимание на автоматизацию поставленных звуков речи у Есении («Ш», «Ж», у Алёши («Р», «Л»)
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: подгрупповая.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровая, ИКТ, коррекция лексико-грамматического строя речи, проблемно-диалогическая.
Методический демонстрационный инструментарий (средства):
. мультимедийные-презентация (видеофайл «Письмо»)
. музыкальные - фрагменты песен «Где-то на белом свете., «Песенка о дружбе»
. оборудование-ИКТ: экран, ноутбук, СД-проигрыватель.
Раздаточный материал:
. мнемосхемы для составления описательного рассказа об осени;
. карточки-схемы для пальчиковой гимнастики;
. кристаллы для зрительной гимнастики;
. «льдины» по 2 шт. на каждого ребенка;
. «большая льдина» для подвижной игры.
Предварительная работа:
. беседы о Родине, о народах России, знакомство с пословицами о дружбе, чтение рассказа «Назарка-житель тундры» В. Баруздин.
Литература:
для педагога:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. / Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. / Изд. Мозаика Синтез. М. : 2014
Развитие речи детей 5-7лет. -3-е изд. допол. Под ред. О. С. Ушаковой. –М. :ТЦ Сфера, 2016.
Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Детство-пресс. Санкт-Петербург. 2015
для детей:
Наша Родина Россия/ Ольга Перова; ил. Е. М. Володькиной. -М. : Эксмо, 2011
Моя Родина-Россия. -СПб. : Питер, 2012
Назарка-житель тундры. Виктор Баруздин. Изд. Малыш, М. : 2009
Планируемый результат:
Любознательный, активный Проявляет активность в речевой деятельности, в разговоре
Эмоционально-отзывчивый Проявляет отзывчивость, желание помочь
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Умеет взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы; умеет внимательно слушать; умеет концентрировать внимание.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи Правильно употребляет грамматические формы родного языка, автоматизирует поставленные звуки в самостоятельной речи; использует распространенные предложения; умеет решать проблемную задачу; стремится создавать логически выстроенный рассказ с помощью мнемосхем.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Умеет сосредоточенно действовать в течение 25 минут
1. Организационный момент.
(Дети под музыку «Песенка о дружбе» входят в группу)
Воспитатель:
Дружат дети всей страны,
Дружим вместе, я и ты.
К солнышку мы потянулись
Лучик взяли
К груди прижали,
Всем улыбнулись
И сказали: «Здравствуйте!»
Воспитатель: Мы живем с вами огромной прекрасной стране. Это наша Родина.
- Как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и который ему дорог. Это его маленькая Родина.
- Назовите свою «малую» Родину?
Дети:Серпухов
Воспитатель: В России живет очень много людей разных национальностей. Мы все очень разные, но несмотря на это нас всех объединяет любовь к Родине, желание жить в мире и дружбе. Народы России-это единая дружная семья. Я думаю, вы знаете, народы каких национальностей населяют нашу Родину.
Дети: Русские, татары, калмыки, чеченцы, дагестанцы, эскимосы, чукчи и т д.
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо. Я не смогла прочитать это письмо, т. к. электронная почта не открылась. Мне нужна ваша помощь. Поможете мне? Чтобы прочитать письмо надо узнать пароль.
2. Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Приготовьте пальчики. Сжимаем и разжимаем кулачки несколько раз. Давайте вспомним названия пальчиков. (Дети называют)
- Приготовим правую руку. Будем набирать буквенный пароль: «Большой» пальчик ставим на «М»; «Указательный» на «И»; «Безымянный» на «Р».
- Какое слово получилось? («МИР»)
- Тетерь левой рукой набираем комбинацию цифр: «Мизинчик» ставим на «1»,
Средний» ставим на «4», «Большой» на «5». Получилось!
3. Введение в новый материал
Щелчок. На экране появляется конверт.
Воспитатель: что это?
Дети: Письмо.
(письмо-мнемотаблица открывается)
Воспитатель: Кто его прислал?
(на экране изображение детей, живущих на Севере)
Дети: Письмо прислали дети. Мальчик и девочка.
Воспитатель: да, письмо прислали дети. Они очень любят свой край и хотят, чтобы вы тоже узнали о их маленькой Родине.
- Где живут эти дети?
(на экране анимированная картинка- буква «С» и снег)
Дети: Дети живут на Севере.
Воспитатель: почему вы так думаете?
Дети: Снег идет и буква «С»
Воспитатель: Какая погода на Севере?
Дети: Погода на Севере холодная, морозная, ветренная, снежная.
-Да, это так. Но почему?
(на экране изображение солнца)
Дети: потому что солнце светит, но не греет.
(на экране изображен черный круг)
Воспитатель: На Севере бывает темно и днем, и ночью. Утренние сумерки сменяются вечерними. Такое явление называется «полярная ночь».
(на экране изображение северного сияния)
Воспитатель: все любуются, чем?
Дети: Северным сиянием.
(на экране изображение шубы)
Воспитатель: Какую одежду носят жители Севера?
Дети: Жители Севера носят теплую, меховую одежду.
(на экране изображение саней)
Воспитатель: на чем любят кататься дети и на чем передвигаются народы Севера?
Дети: Дети катаются на санках, которые называются нарты.
(на экране изображение северного оленя)
Воспитатель: Какие животные живут на Севере?
Дети: На Севере живут моржи, тюлени, северные олени, полярные волки.
(на экране изображение чума)
Воспитатель: Скажите, как называется дом, в котором живут северные народы?
Дети: Дом, в котором живут северные народы называется чум.
на экране изображение детей с конвертом в руках)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что предлагают нам дети?
Дети: Дети предлагают нам дружить и хотят, чтобы мы написали им письмо.
4. Зрительная гимнастика с кристалликом.
Воспитатель: Я предлагаю отдохнуть.
В руки вы кристалл возьмите
На него вы поглядите.
Вверх кристалл вы поднимите,
Вниз его вы опустите.
На кристалл вы посмотрите.
Кристалл вправо,
Кристалл влево
«Нарисуйте» круг умело.
Кристалл- близко.
Вот вдали.
Быстро, быстро поморгайте
И кристалл вы убирайте.
Воспитатель: Скажите, что все дети любят делать?
Дети: играть
Воспитатель: вот мы сейчас и поиграем.
5. Подвижная игра «Белые медведи»
(игра проводится под музыку «Где-то на белом свете)
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и постараться удержаться вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень дружно добрались до большой льдины.
- Про вас можно сказать, как в пословице: «Будете друг за дружку держаться- можете ничего не бояться».
- Ребята, дети с Севера предложили нам дружить и ждут ответ на свое письмо.
Воспитатель: какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Осень, какая бывает?
Дети: Осень бывает золотая, пасмурная, хмурая, дождливая, серая, урожайная.
- Я предлагаю написать нашим новым друзьям письмо о нашем крае, о том какая у нас бывает осень.
-Мы напишем письмо символами, как и наши друзья.
Воспитатель: Возьмите карточки-схемы, рассмотрите их. Каждый расскажет о том, что изображено на его карточке-схеме.
-Запомните порядок предложений в нашем письме.
Дети составляют письмо.
Наступила осень. Идут сильные дожди. Начался листопад. Падают желтые, красные листья, кленовые, березовые. Листья падают на дорожки, скамейки, клумбы. Дворники убирают листья с дорожек и клумб. Дети гуляют и собирают листья со скамеек. У них получаются из листьев разноцветные букеты. Букеты получаются очень красивые. Дети дарят осенние букеты маме.
Воспитатель: Какое замечательное письмо у нас получилось!
Давайте поиграем.
Воспитатель: Возьмите свои карточки-схемы и встаньте так, чтобы у нашего письма было начало, середина и конец.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, кто из вас прочитает наше письмо?
(Вызванный ребенок читает письмо по карточкам-схемам)
6. Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы делали сегодня?
Дети: читали письмо от друзей с Севера, которое было написано «символами», писали ответное письмо. Говорили о дружбе между детьми, между людьми.
Воспитатель: Вы пока еще дети, но скоро вырастите и от вас будет зависеть мир и счастье на нашей земле, оттого как вы научитесь дружить в детстве.
7. Рефлексия
Воспитатель: Вам понравилось письмо, которое прислали друзья с Севера?
-Трудно было читать письмо?
-А сочинять ответное письмо интересно было?
-Мы и дальше будем учиться составлять разные рассказы по таким мнемосхемам.
Воспитатель: Вы молодцы! И сегодня замечательно со всем справились. Давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбку и вот такие смайлики. Друзья с Севера передали вам сюрприз-сладкие снежки-зефир.