Екатерина Мартьянова
Конспект ООД для детей старшей группы «Космос — это интересно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД для детей старшей группы на тему «Космос – это интересно!»
Цель: расширить и актуализировать знания детей о космосе, о полёте в космос первого космонавта Ю. А. Гагарина.
Задачи:
• закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю. А. Гагарине;
• воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
Публикация «Конспект ООД для детей старшей группы „Космос — это интересно!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
• развивать мышление, восприятие, память;
• расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картина солнечной системы, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В. Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло великое событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор эта дата стала праздничным днем. Какой праздник мы отмечаем в этот день? (ответы детей).
Правильно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики.
Люди всегда мечтали о полете в космос, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях.
Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Собаки после полета благополучно вернулись на землю.
Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос. 12 апреля 1961 года впервые в мире с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, отправившимся в космос? (ответы детей - Ю. А. Гагарин)
Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку,вернувшись на землю настоящим героем.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы, которая стала знаменитой на весь мир: «Поехали!»
Воспитатель: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля. Она – одна из планет Солнечной системы.
Солнечная система – это объединение планет и их спутников,которые вращаются вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть поверхности Земли покрыта водой. Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Наша планета не стоит на месте- она постоянно движется: Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
С Земли мы можем увидеть миллиарды звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся на очень большом расстоянии от Земли. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Эти фигуры называются созвездия.
Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем.)
Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизученный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом, разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Воспитатель:шарик поднялся вверх потому, потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет вниз. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед до тех пор, пока в нем был воздух.
Так же и ракета летит в космос. Только вместо воздуха в ракете есть горючее топливо. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад огненным пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень — самая маленькая и самая легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли.
Все мы знаем, что космонавты, во время своих полетов, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем космонавту нужен скафандр? (ответы детей)
Воспитатель: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. Если вдруг корабль разгерметизируется или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. На такой случай скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным,отважным, собранным. У космонавта обязательно должно быть очень крепкое здоровье: ведь во время взлета и приземления космонавт испытывает сильнейшие перегрузки. А вы хотите быть такими же здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку. (Под ритмичную музыку)
Физминутка
Мы в ракету сели смело, (сели на корточки)
Шлем на голову надели. (сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим! (встали, тянемся вверх)
В невесомости парим. (руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете. (вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете. (машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп. (сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп. (хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету! (повернуться в другую сторону)
И продолжили полет. (руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет! (помахали руками).
Воспитатель: Молодцы!
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки
(за правильные ответы, получаете картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос)»
Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)
Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием. (спутник)
С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)
Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость)
Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)
Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного. (луна)
Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно,. (луноход)
Воспитатель: Ребята,кто-нибудь из вас знает, что такое луноход? (ответы детей)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, который называется луноход. Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и лунные камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта управления. Управление луноходом происходило так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Батарея была необходима, чтобы питать всю аппаратуру на луноходе. На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны. Во время экспедиции было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны. Он изучал состав лунного грунта, брал образцы грунта, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.
Воспитатель: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос? (ответы детей).
правильно, при помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей).
Созвездия, кометы, луну, планеты.
Давайте вспомним названия планет Солнечной системы.
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, какая из планет Солнечной системы самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу).
Игра «Найди лишнее»
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие космической тематике.
На первом слайде представлены:
• планета,
• ракета,
• скафандр,
• спутник,
• книга.
На 2-м слайде -
• космонавт,
• луна,
• комета,
• телефон,
• телескоп,
На 3-м слайде -
• шлем танкиста,
• шлем космонавта,
• луноход,
• созвездие
• метеорит
Воспитатель: Дорогой в космос, проложенной Ю. Гагариным, пошли и многие другие космонавты. Полёты стали более долгими. В настоящее время космонавты могут пробыть в космосе даже пол года. Изменились и сами корабли. Сегодня это огромные аппараты, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Они выполняют многие полезные работы.
А как вы думаете, для чего люди осваивают космос? Что могут исследовать космические аппараты? (Ответы детей)
(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде, ведут разведку полезных ископаемых Земли)
Воспитатель: На космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, изучают, как ведут себя живые организмы в космосе.
Ребята, перед вами лежат картинки планет, звезд, ракет, комет – всего того, что можно встретить в открытом космическом пространстве. Давайте сейчас вместе создадим наш удивительный и волшебный космос.
Дети под руководством воспитателя приклеивают картинки на нарисованное ночное небо.
Итог занятия.
Ребята, вам понравилось наше путешествие в космические дали?
Обязательно расскажите мамам и папам о том, что интересное вы узнали во время нашего космического путешествия