Ирина Михальченко
Конспект ООД «Зима» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Зима»
Образовательные области: «Познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие»
Программное содержание:
- Расширить представления детей о характерных признаках зимы,
- Активизировать словарь по теме «Зима»,
- Обогащать словарь детей образными словами и выражениями,
- Закрепить знания детьми народных примет и пословиц о зиме; продолжать воспитывать интерес к природе, бережное отношение к ней,
-Развивать художественное восприятие, воображение,
Публикация «Конспект ООД „Зима“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования.
Предварительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, беседа с детьми о зиме. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Материалы и оборудование: конверт, модель снежинки с заданиями, схемы - рисунки по теме "Зима", плакат с изображением следов животных и птиц, картинки животных и птиц. Музыкальные произведения зимней тематики. Набор для рисования: картон, клей, кисточки, манная крупа.
Ход ООД
Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва).
Раздается стук в дверь. Открываю дверь, на полу письмо.
Воспитатель: К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
- Скоро, скоро
К вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома … –
И подписано: …. (И. Пивоварова)
Ответы детей : Зима.
Воспитатель: Ребята, послушайте, что случилось с Зимушкой. Она так спешила к нам, так торопилась, что главная снежинка упала и разбилась. Ребята поможем Зимушке собрать снежинку!
Ответы детей : Да.
Воспитатель: Не просто будет собрать снежинку, нам придется хорошенько потрудиться. Присаживайтесь на скамейки.
- А вот и первая часть снежинки, и к ней задание. Здесь загадка:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Как вы думаете, подходят ли зиме такие слова, как «белокожа», «светлолица»? Почему? Каким «серебром» покрыла все зима. На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (ответы детей) Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.
Воспитатель: На Руси, отмечая суровый характер месяца Декабрь, как только его не называли. Декабрь – студень: на всю зиму землю студит, стужей веет. Декабрь – хмурень: пора хмурого неба и ранних сумерек. В декабре замерзают и покрываются льдом реки и озера. Такое природное явление называется рекостав или ледостав.
- Январь называли "сечень", так как он делит зиму на две половины, он идет после месяца Декабря и перед месяцем Февралем, то есть находится посередине.
- Месяц февраль называли «лютый» так как выпадает очень много снега, и часто дуют сильные метели, бураны, вьюги.
Воспитатель: Давайте вспомним названия зимних месяцев и назовем их все вместе: декабрь, январь, февраль. Какой зимний месяц сейчас?
Ответы детей : Январь.
- Кто расскажет стихотворение про зимние месяцы?
В декабре, в декабре все деревья в серебре
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз.
Открываем календарь, начинается январь.
В январе, в январе много снега во дворе.
Дуют ветры в феврале, воют в трубы звонко
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Воспитатель: Молодцы! Илья, помоги прикрепить первую часть снежинки. (Приклеиваем часть снежинки на доску).
- Ну, что, ребята, хорошее начало. Первая часть снежинки вернулась на свое место, а вот и вторая часть снежинки. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.
Воспитатель: Чтобы присоединить вторую часть снежинки к первой нужно вспомнить, какие явления природы можно наблюдать зимой?
Ответы детей : снежинки, сосульки, сугробы, бураны, мороз, снегопад, метель, вьюгу.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста ребята, а какой снег зимой?
Ответы детей : белый, хрустящий, холодный, серебристый, пушистый, сухой, блестящий.
Воспитатель: Молодцы! Когда идем по снегу, что с ним происходит?
Ответы детей : хрустит, скрипит, поет песенку.
Воспитатель: Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем со словом «снег». Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Дидактическая игра «Добавь слово».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки — серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
Воспитатель: Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей : на слово «снег»)
Воспитатель: Молодцы, справились! Миля, прикрепи вторую часть снежинки. (Прикрепляем часть снежинки на доску).
Воспитатель: Мне кажется, рассказывая о холодных снежинках, вы тоже немного замерзли. Я предлагаю вам согреться. Девочки сейчас превратятся в снежинок, а мальчики — в ветер. Когда ветер дует, снежинки кружатся.
Игра проводится под музыкальное сопровождение и повторяется два раза, девочки меняются с мальчиками ролями.
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме вы знаете!
Ответы детей : Готовь сани летом, а телегу зимой.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Много снега - много хлеба.
Хороший снежок урожай сбережет.
Синица к избе - зима на двор.
И в сильный мороз работа согреет. Новый год к весне поворот.
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете приметы зимы? Давайте посмотрим на схемы- рисунки.
Ответы детей : День короткий, ночь длинная; солнце светит, но не греет;
земля покрыта снегом, а водоемы льдом; зимой наступает Новый год, зимой наряжают новогоднюю ёлку, зажигают на ней огоньки.
Воспитатель: Ваня, помоги, пожалуйста, прикрепить третью часть снежинки.
- А теперь ребята, давайте поиграем.
Массаж биологически активных зон: для профилактики простудных заболеваний «Наступили холода».
Да-да-да –наступили холода (Потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да – превратилась в лед вода (Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду –поскользнусь я на льду. (Указательными пальцами помассировать крылья носа)
Ду-ду-ду –я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды –на снегу есть следы. (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.
Ди-ди-ди – (Хлопки в ладоши) Ну, заяц, погоди! (Погрозить пальцем)
Воспитатель: А вот и следующее задание. Присаживайтесь на стулья. Зимушка-Зима предлагает нам превратиться в следопытов.
(показываю плакат с изображением следов животных и птиц на снегу). Воспитатель: Взгляните на эти странные следы и попытайтесь угадать, каких животных и птиц встретила Зимушка-Зима, обходя свои владения?
(Дети прикрепляют на мольберт, к следам, соответствующую картинку животного или птицы).
Воспитатель: Поля, пожалуйста, прикрепи четвертую часть снежинки.
Воспитатель: А следующая часть снежинки нам предлагает поиграть в игру «Бывает- не бывает».
1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.
2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.
3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.
4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.
5. Зимой дети катаются на велосипедах, а летом- на лыжах.
(По ходу игры дети исправляют ошибки.)
Воспитатель: Ещё одна часть снежинки собрана. Сейчас пришло время поиграть в мяч. Станем в круг, я буду бросать мяч, кому -то одному в руки и называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Игра «Назови ласково»
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
Воспитатель: Вот и последняя часть снежинки собрана. Ребята, хотели вы бы стать художниками и нарисовать свою картину о зиме?
Ответы детей : Да.
Воспитатель: Нам снежинка приготовила поистине творческое задание. Лист бумаги мы превратим в прекрасную картину зимы. Нарисуем пейзаж «Зима в лесу».
Я хочу вам предложить нарисовать картину с помощью манной крупы. Посмотрите, как я это буду делать, и что мне понадобится. Мне нужен клей, кисточка, манная крупа и салфетки. Сначала мне нужно представить зимнюю картину. Ребята, что можно изобразить на картине, какой пейзаж? Как вы думаете? (Ответы детей).
Затем, я беру кисточку, опускаю ее в клей и начинаю рисовать. После аккуратно кладу кисточку на подставку, беру крупу и посыпаю свой рисунок, лишнее стряхиваю в тарелочку. Затем снова рисую и также посыпаю свой рисунок манной крупой, лишнюю крупу стряхиваю в тарелку. Посмотрите, какая волшебная и пушистая зима у меня получилась. Давайте еще раз вспомним, как будем рисовать (дети напоминают способ действия).
- Пора приступать к работе. Сначала представьте зимнюю картину и затем рисуйте.
Под музыкальное сопровождение дети рисуют.
Итог занятия
Ну, что, ребята, посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились. Скажите, о каком времени года мы с вами разговаривали? Какие игры вам понравились больше всего? Что запомнилось больше всего?