Ольга Деминтиевская
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «Экскурсия в музей боевой славы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экскурсия в Музей боевой славы»
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Обучающие задачи:
- формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны;
- познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны;
- подвести детей к выводу о том, что война - это плохо, а мир – хорошо;
Публикация «Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию „Экскурсия в музей боевой славы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- познакомить детей с героями-земляками ВОВ.
Развивающие задачи:
- формировать у детей познавательную активность;
- побуждать в детях интерес к событиям Великой Отечественной войны;
- развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, воображение;
- содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через музейную экспозицию и рассказ экскурсовода;
- развивать социально-личностные качества детей : сопереживание, умение работать в коллективе, позитивное отношение друг к другу.
Воспитательные задачи :
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
- воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, сопереживание, благодарность, умение прийти на помощь;
- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию, формировать интерес к истории своей страны, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны, любовь к Родине.
Ход экскурсии:
Вступительное слово воспитателя-экскурсовода :
77 лет отделяют нас от победного мая 1945 года. Но россияне всё также благодарны тем, кто принёс победу нашему отечеству. Все дальше и дальше от нас, живущих, те страшные военные годы. Все меньше и меньше тех, кто был участником той жестокой войны. Сегодня я хочу вам рассказать о событиях тех дней. 22 июня 1941 года Германия вероломно напала на нашу страну. В тот далекий летний день люди занимались обычными делами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и веселые игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. Началась Великая Отечественная война, которая принесла много горя, разрухи, несчастья и унесла множество человеческих жизней.
Чтец: За страну родную люди
Отдавали жизнь свою,
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
I. Откуда мы сегодня узнаем о событиях тех лет?
- Ребята, а как люди могут сохранить память о героях войны на долгие годы? (предположительные ответы детей). В память о них воздвигнуты памятники, мемориалы, открыты музеи. В нашем городе тоже есть мемориал воинам, погибшим в Великую Отечественную войну. И в нашем детском саду мы тоже создали музей боевой славы.
- Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом, и расскажу о некоторых экспонатах нашего музея, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время, чем занимались.
- Как вести себя в музее, знаете? (тихо, ничего не трогать руками, только смотреть и слушать внимательно, потому, что в музее так много интересного можно узнать).
II. Награды. Воспитатель : - Ребята, фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов, но весь наш народ встал на борьбу с врагами и освободил страну от захватчиков. Самым смелым и отважным людям, защищавшим нашу страну от врагов, вручались награды – ордена и медали. А какие подвиги совершали люди? (предположительные ответы детей). Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; или захватил в плен вражеского офицера.
- Посмотрите, такие медали и ордена есть у нас в музее. (Рассматривание орденов и медалей). Здесь представлены награды советских воинов. Это ордена Великой Отечественной Войны I и II степени, ордена Славы I и II степени, различные медали: «За Победу над Германией», «За Отвагу», «За Боевые Заслуги», «За оборону Сталинграда» и др.
III. Письма с фронта – сколько радости, счастья приносили письма родных, получаемые на фронте, и с каким нетерпением и тревогой ожидали письма с фронта. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Письма не заклеивались и не требовали марок. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси». Рассматривание фронтовых писем.
IV. Военная техника.
Воспитатель : - В борьбе с врагом обычно применялось боевое оружие и военная техника. Назовите, пожалуйста, виды военной техники, которые вы знаете? (предположительные ответы детей). Существует много видов военной техники. Но я хочу рассказать вам о тяжелой военной технике – это танки. Советский танк Т-34 был лучшим среди первых танков. Высокая скорость, большая проходимость, огромная пушка сделали его легендарным. Этот танк сыграл решающую роль в Победе. Ребята, люди какой профессии управляют танком? (предположительные ответы детей). Но во время войны не только танки принимали участие в боях и сражениях. Хочу обратить ваше внимание на самоходную пусковую установку. А вы знаете, как она называется? (ответ детей). Правильно - «Катюша». Один из самых грозных видов техники. Это мощное средство поражения противника стреляет ракетами. Именно она давала всем войскам сигнал к наступлению. Фашисты ее боялись и говорили: «Эта машина – непобедима и стреляет целым складом боеприпасов». Нам одержать победу помогли «Катюша», танки, самолеты, Рассматривание военной техники.
V. Военная форма.
Воспитатель : - Я вас сейчас познакомлю с личными вещами солдат.
Посмотрите внимательно на эти предметы.
-Это армейский котелок. При раздаче пищи повар первое блюдо наливает в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.
- Да, и в жару, и в холод приходилось нашим солдатам без пищи, а может и без воды, двигаться на врагов. И, конечно, незаменимым другом в такое время становилась вот такая простая фляжка. В ней солдаты хранили воду или чай. Фляжку они носили при себе на ремне.
- Ребята, а какие военные головные уборы вы знаете? (Ответы детей)
Пилотка - головной убор, часть летнего обмундирования солдата - наверное, самый известный головной убор Красной Армии. в наши дни пилотки, стилизованные под красноармейские, стали фактически еще одним символом праздника Дня Победы. Что, в общем-то, вполне оправданно - в конце концов, именно в таких головных уборах наши солдаты и брали Берлин.
Воспитатель : Молодцы, ребята! В одном из фильмов о войне солдат сказал: «Есть такая профессия – Родину защищать». Что это за профессия? (воинская, солдатская). Конечно же, защитники наших дней отличаются и внешним видом и оружием. Назовите, пожалуйста, рода войск, которые вы знаете? Воздушные, морские, наземные (моряки, летчики, танкисты, пехота). А как называется одежда, в которую они одеты? (форма). Дети, а кто знает, что такое шинель и для чего она нужна солдату? А плащ-палатка? Шинель служила солдатам одеялом и спасала от холода. Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега. Ребята, а вы знаете, что делали солдаты для того, чтобы их не замечал враг? Они надевали маскировочные халаты, бывают (белые и камуфляжные) чтобы их не было заметно на снегу и в траве. Солдаты стояли на посту в мороз и стужу, в дождь и зной. Рассматривание военной формы.
VI. Памятники.
Воспитатель : - Ребята, много героических поступков было совершено во время войны.
Воспитатель : - А что такое героический поступок?
(Ответы детей.)
Воспитатель : - Героическим можно назвать поступок, когда он совершается во имя благой цели.
Воспитатель : - Послушайте, какая история произошла во время войны: “… Во время боя, в Берлине, (это город в Германии) наш солдат увидел маленькую девочку, которая видно отстала от своих. Осталась одна-одинешенька посреди улицы, а кругом бой идёт, бомбы рвутся, пули свистят. Видит наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он через улицу под пули, подхватил девочку на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня…” Воспитатель : - Как вы считаете, героический ли поступок совершил советский солдат?
(Ответы детей.)
Воспитатель : - Когда война окончилась, установили памятник русскому солдату, который спас маленькую девочку.
Он до сих пор стоит в городе Берлине.
Солдат одет в военную форму в гимнастёрку, на плечах у него плащ-палатка, на ногах - военные сапоги, в одной руке держит меч, а в другой руке девочку. Он прижимает её к себе. Он её спас, она не погибла.
Но памятники возводились не только взрослым, но и детям тоже. Я расскажу вам об одном из них.
Воспитатель : - Женя Седов родился в Воронежской области, в селе Залиман. Жизнь его была похожа на жизни миллионов советских мальчишек: ходил в школу, мечтал о чем-то, читал книги и хотел быть похожим на отважных героев. Но все перечеркнула война: когда Жене исполнилось 14 лет, он, вместе с другими ребятами, вступил в отряд подрывников, освоил специальность и стал участвовать в разминировании участков боев. В 1943 году мальчик имел на своем личном боевом счету более 2 тысяч успешно извлеченных зарядов. Когда Воронеж и область были освобождены, особенно важным стала очистка полей, пашен, лесов от мин и снарядов. Саперов катастрофически не хватало, война продолжалась и требовала все больше и больше ресурсов – взрослых, опытных саперов. В этой ситуации маленькие бойцы приносили стране ощутимую пользу, после окончания курсов начав извлечение из земли смертоносных ловушек. Многие гибли, подрываясь на минах. Женя Седов не смог обезвредить свой 2006 заряд, успев криком предупредить свой отряд. В память о подвиге юного сапера в Богучаре открыли памятник, куда для участия специально приехали родственники мальчика. Жене посмертно присуждена особая медаль, названная «Шагнувшие в бессмертие».
Воспитатель : - В память о воинах, не вернувшихся с войны, в городах и сёлах нашей страны установлены памятники Неизвестному солдату.
Воспитатель : - Дети, а кто такой Неизвестный солдат?
(Ответы детей.)
Воспитатель : - В годы Великой Отечественной войны много погибало солдат, их находили часто без документов. Никто не знал, как их зовут, откуда они родом, кто их родственники. Таких воинов хоронили прямо на поле боя, а на табличке подписывали «Неизвестный солдат, павший смертью храбрых».
Воспитатель : - Самый главный монумент в честь погибших солдат находится в столице нашей Родины, в городе Москве у Кремлёвской стены. Там горит Вечный огонь
Воспитатель : - В нашем городе тоже есть памятник воинам Великой Отечественной войны. Кто знает, что это за памятник? И где он находится? (Это стела и вечный огонь в парке Победы.)
Воспитатель : - Каждый год 9 мая зажигается Вечный огонь, который горит постоянно в парке в память о тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу нашей Родины.
Воспитатель : Ежегодно, 19 декабря – мы отмечаем день освобождения города Богучара и района от немецко-фашистских захватчиков и отдаём дань памяти героям, павшим на полях битвы за наше мирное настоящее.
Чтец. Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Воспитатель : - Как рассказывают очевидцы, 7 июля 1942 года над Богучаром появилась эскадрилья самолётов, были нанесены бомбовые удары на Терешковскую нефтебазу и Галиёвский мост, где собралось большое количество отступающих. С этого момента в течение трёх дней Богучар и переправа на Дону подвергались непрерывной бомбёжке, загорелся город, разрушались здания, появились первые жертвы.
Целью немцев было сходу переправиться через Дон.
Первое, что сделали немецкие солдаты в сёлах Монастырщина, Сухой Донец и Белая Горка, - рассыпались по дворам и приказали жителям покинуть село и уйти в степь. Под прикладами и выстрелами старики и женщины похватали в охапку своих детей, кто смог, взяли одежду, продукты, сколько можно было унести, с плачем и воплями бежали из села. В короткое время в селе остались одни итальянцы, а в домах – всё, что было нажито за многие годы. В оврагах, балках были вырыты землянки, где вынуждены были спасаться жители села.
На территории района были созданы лагеря для военнопленных. Было страшно! Неимоверно страшно! Но страх не сковывал людей, он давал им силы в борьбе с ненавистными поработителями! Он укреплял их веру в то, что враг непременно будет уничтожен!
16 декабря 1942 года на Богучарском направлении началось наступление советских войск. Операция на среднем Дону носила название «Малый Сатурн». Морозным утром 16 декабря 1942 года 1180-ый полк 350-ой стрелковой дивизии атаковал село Дерезовка, представлявшее сильно укреплённый участок вражеской обороны.
Правобережные донские кручи, покрытые льдом, и впрямь казались непреступной стеной. Под ураганным огнём эту стену надо было брать, но, прежде – преодолеть просматриваемое сверху врагом расстояние между двумя берегами.
Путь через Дон преграждал дзот вражеского пулемёта. И тут поднялся сержант Прокатов. Под непрерывным огнём врага он преодолел ледяное поле Дона, взобрался на высоту, бросился к дзоту и закрыл своим телом амбразуру.
Указом Президиума Верховного Совета Василию Прокатову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
19 декабря 1942 года Богучар был освобождён. Особое место в наступлении сыграл Осетровский плацдарм, где произошёл прорыв немецких войск и откуда наносился главный удар по противнику.
Много тягот и лишений пришлось пережить богучарцам за период оккупации. Каждый житель района понёс ту или иную утрату от фашистских захватчиков.
Война, обрушившись на город бомбёжками, голодом, разрухой, стала общей биографией целого поколения военных детей. Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин.
Однако богучарцы не пали духом, а, освободившись от ига оккупантов, дружно принялись за восстановление разрушенного хозяйства.
5015 богучарцев не вернулись с поля боя, среди них 8 богучарцев – Героев Советского Союза.
Те, кто родился на нашей земле, благодаря чьему подвигу над нами всегда чистое, мирное небо.
Аплётов Иван Потапович
Бондарев Дмитрий Иванович
Брагонин Терентий Иванович
Виноградов Яков Савельевич
Ковалёв Андрей Матвеевич
Котов Яков Михайлович
Масловский Иван Фёдорович
Рубцов Никанор Трофимович.
VII. Герои Советского Союза.
Воспитатель : - Ребята, сейчас предлагаю вам рассмотреть фото наших земляков. А хочу вам рассказать об одном из них. О Бондареве Дмитрии Ивановиче и его подвиге.
Дмитрий Иванович Бондарев (1921—1968) — младший лейтенант Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943).
Дмитрий Бондарев родился 15 мая 1921 года в селе Старотолучеево (ныне — Богучарский район Воронежской области) в крестьянской семье. Получил неполное среднее образование, проживал в Ворошиловградской области Украинской ССР, работал на шахте. В 1941 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. К сентябрю 1943 года красноармеец Дмитрий Бондарев был разведчиком взвода пешей разведки 955-го стрелкового полка 309-й стрелковой дивизии 40-й армии Воронежского фронта. Отличился во время битвы за Днепр.
В ночь с 21 на 22 сентября Бондарев вместе с группой бойцов одним из первых форсировал Днепр к югу от Киева. В бою за захват траншеи лично уничтожил несколько немецких солдат.
Во время отражения контратаки проявил себя, уничтожил расчёт ручного пулемёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» красноармеец Дмитрий Бондарев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве, нёс знамя 309-й стрелковой дивизии. В 1946 году Бондарев окончил военно-политическое училище, в 1947 году в звании младшего лейтенанта был уволен в запас. Проживал и работал в Богучаре. Умер 31 августа 1968 года, похоронен на городском кладбище Богучара. Был также награждён орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, а также рядом медалей. Имя Бондарева есть на Аллее Героев в городском сквере Богучара. 9 мая 1994 года на могиле Бондарева установлен его бюст. В честь Бондарева названа улица в Богучаре.
VIII. «Бессмертный полк».
Воспитатель : Здесь представлены портреты родных и близких работников детского сада. Если в вашей семье есть ветераны ВОВ, бережно относитесь к их фотографиям и попросите родителей рассказать вам об их боевом пути.
Итог. Война длилась долгих четыре года. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией. Наши солдаты дошли до Берлина – столицы Германии. И там на самом главном здании, которое называется Рейхстаг был водружён наш красный флаг Победы. 9 мая 1945 года кончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником – Днем Победы. Мы сейчас с вами живем под мирным небом благодаря всем этим людям. И в честь этого великого праздника каждый год в День Победы в небе над Россией полыхает праздничный салют. В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные парады. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.
В канун празднования Дня Победы каждый человек прикрепляет к себе на одежду Георгиевскую ленточку (черный и оранжевый означают «Дым и пламя») в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим наше Отечество. Надевая ленту, мы говорим «Мы помним! Мы гордимся!».
Все люди радуются, громко хлопают (Дети хлопают в ладоши).
Давайте 3 раза крикнем «Ура!» (Дети кричат «Ура!»).
Чтец: Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют!
Рефлексия. Ребята, вам понравилась экскурсия в музей? Что вам запомнилось больше всего?