Гулсиря Уразаева
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Красота татарского национального костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с татарской национальной одеждой и учить на силуэтах ичиг составлять узор из элементов татарского орнамента.
Задачи: дать понятие об элементах и особенностях татарского мужского и женского костюмов. Развивать творческие способности детей, глазомер, воображение, художественный вкус. Расширить словарный запас детей (ичиги, калфак, камзул, оборки, тюбетейка). Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности. Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству татарского народа.
Публикация «Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста „Красота татарского национального костюма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Республика Татарстан
- Старшая группа
- Татарский народный костюм
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная
Предварительная работа: создание презентации «Татарский национальный костюм», подборка аудио «Татарские мелодии» и музыка для игры «Тюбетейка», подготовка бумажных силуэтов сапог (ичигов).
Оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка, телевизор для просмотра презентации, колонка.
Изобразительный материал: простые карандаши, клей, кисточки, трафареты, цветные опилки.
Методы: словесный, наглядный, практический
Содержание организованной деятельности детей.
Вводная часть
Организационный момент. Под музыку дети заходят в группу.
Воспитатель: -Здравствуйте, дети! Ребята, вижу у вас хорошее настроение! И у меня тоже! Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. А теперь скажем дружно, вместе: (Дети стоят на ковре в кругу.)
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуйте, мои друзья! (Взять друг друга за руки). (приветствие)
После приветствия дети и воспитатель садятся на стульчики
Основная часть:
Воспитатель: В нашу группу сегодня утром пришла посылка и мне очень интересно узнать, что же там внутри. А вам интересно? (Ответы детей) Сейчас я буду распаковывать нашу посылку.
- Как вы думаете, мои маленькие друзья, что там? (Предположения детей)
- Ребята, что же это? (Ответы детей)
- Это куклы. Алсу и Азат.
Воспитатель: А вы заметили, ребята, как необычно одеты наши гости? Посмотрите на Алсу. У нее платье, калфак.
- Посмотрите, на платье есть рюшки и воланы (дети повторяют)
-Теперь рассмотрим одежду у Азата. А из каких частей состоит этот костюм? Кто мне скажет?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: У него длинная рубашка, подвязанная кушаком, сверху бархатный жилет.
- Ребята, как вы думаете в какие костюмы одеты наши куклы? (ответы детей)
-А сейчас на мой наряд посмотрите! (покружиться перед детьми) Как вы думаете, какой у меня костюм? (ответы детей)
Воспитатель: Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушек и дедушек к внукам.
-Продолжаем знакомиться с татарским народным костюмом.
-Ребята, как вы думаете, где в настоящее время мы можем увидеть татарский национальный костюм? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, тат. нац. костюм мы можем увидеть в музее, на старых фотографиях, на концертах, на праздниках. И вот сейчас я предлагаю вам посмотреть, как одевались раньше татарский народ. (Дети проходят в видео зал для просмотра презентации).
Воспитатель: Постарайтесь запомнить, как называются отдельные части костюма. (включается экран) Просмотр презентации «Татарский национальный костюм»
Воспитатель: Ребята, вам понравились татарские национальные костюмы? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот сейчас проверим как вы запомнили –части костюма.
А давайте поиграем в игру “Раз, два, три – предмет одежды назови!” (Дети дают согласие)
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
- Мы будем ходить по кругу со словами: “По кругу вместе мы идём, о костюме речь ведём”. Около кого я остановлюсь, тот и будет называть предмет одежды.
Воспитатель идёт внутри круга, во время остановки обращается к ребёнку.
- Раз, два, три, что на голове надето – назови! (Калфак)
- Чем украшен калфак? (ответы детей)
- Раз, два, три, что на мне розового цвета – назови!” (Платье)
- Чем украшено платье? (ответы детей)
- Скажите “платье” на татарском языке. (К лм к)
- Раз, два, три, что на платье – назови!” (Жилет)
- А на татарском языке? (Камзул)
- Чем украшен мой жилет? (ответы детей)
После каждого ответа воспитатель делает положительную оценку: “Молодец!”
Воспитатель: Ребята, а сколько видов орнамента существуют у татарского народа и как эти называются? (Дети перечисляют виды орнамента)
Практическая работа.
Воспитатель: Ребята посмотрите, чего не хватает в моем костюме, в костюме Алсу и Азата? Платье, калфак есть. У нас нет сапог- ичигов. А нам так хочется дополнить свой костюм ичигами. Что же нам делать. Я смотрю в мастерской на столе лежат силуэты ичигов. Но они не украшены узорами. А вы украсите их и может быть подарите нам? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы будем украшать ичиги с помощью разноцветных опилок. Посмотрите, у вас в баночках насыпаны опилки. Опилки разноцветные, красивые, рассыпчатые, мягкие.
-Что еще лежит на столах? (Ответы детей)
-Трафареты ичигов с вырезанным орнаментом, клей, кисточки, лист картона.
-Давайте, вспомним, что мы будем делать?
-Обрисовывать трафареты, окунуть кисточку в клей, аккуратно намазать силуэт рисунка, кладем кисточку, посыпаем опилками (цвет выбираем по желанию).
-Приступаем к работе. Звучит музыка. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Пусть пока ичиги сохнут, а сейчас приглашаю вас поиграть в игру «Тюбетейка». Ребята становимся в круг. Под национальную музыку передаем тюбетейку по кругу. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот будет рассказывать стихотворение про тюбетейку.
1. Тюбетейка-тюбетейка
Мусульманский атрибут.
Говорил своему внуку,
Старый дедушка Махмуд.
2. На меня вокруг все смотрят,
Как идет мне мой тюбетей.
Ах, татарочка какая!
Все вокруг мне говорят.
3. Разноцветные узоры
Всеми красками горя,
Украшают тюбетейку,
Посмотрите на меня.
Заключительная часть
Итог занятия. Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии? Что вас сегодня удивило? Узнали ли вы что-нибудь, чего раньше не знали? Были ли какие- либо трудности? (Дети отвечают на вопросы)
Воспитатель: -Что мы с вами делали на занятии?
-Украшали татарский сапожок.
-Давайте, посмотрим, у всех ли получились работы?
Аккуратно стряхните лишние опилки и посмотрите, какие красивые работы у вас получились. Давайте встанем и покажем нашим гостям. Как красиво вы украсили ичиги. Молодцы, спасибо вам, будем с удовольствием носить их. Вы очень хорошо потрудились, и я хочу угостить вас татарским национальным блюдом «Чак-чаком».