Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; закрепить понятие, что мы - люди - являемся частью природы, что для роста развития объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух; воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.
Материал и оборудование: мяч, глобус, иллюстрации объектов неживой природы («Солнце», «Вода», «Воздух»).
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Земля — наш дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Ход занятия
Педагог с детьми образуют круг и, держась за руки, произносят приветствие:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Педагог: Ребята, предлагаю вам отправиться в мир природы. Вспомните, что вы знаете о природе? (Ответы детей. )
Педагог: Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Живая и неживая природа»
Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой природы (птицы, рыбы, растения и т. д.) и неживой природы.
Педагог: У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?
Дети: Земля.
Педагог: Наш общий дом - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Что это такое?
Педагог демонстрирует глобус.
Дети: Это глобус.
Педагог: Глобус - это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
Дети: Она круглая, похожа на шар.
Педагог: Каким цветом обозначена на глобусе суша?
Дети: Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.
Педагог: Много ли на нашей планете воды?
Дети: Воды больше, чем суши.
Педагог: Каким цветом она обозначена на глобусе?
Дети: Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.
Педагог: Наша планета самая красивая из всех планет. Какие еще планеты вы знаете?
Дети: Венера, Марс, Сатурн, и т. д.
Педагог: На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить»:
Давайте будем дружить
Друг с другом,
Как птица - с небом,
Как поле - с лугом,
Как ветер - с морем,
Трава - с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица,
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.
Давайте будем беречь планету -
В всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Только одна,
Для жизни и дружбы
Она нам дана!
Педагог: А сейчас я предлагаю вам разгадать загадки и узнать без чего на планете Земля нам не прожить.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (солнце).
Педагог вывешивает символику.
Педагог: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Дети: Нет.
Педагог: Почему? (Ответы детей. )
Педагог: Слушайте следующую загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него прожить не можем. (Воздух.)
Педагог: А без воздуха мы можем прожить?
Дети: Нет.
Педагог: Почему?
Дети: Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.
Педагог демонстрирует пустой лист.
Педагог: А почему на картинке ничего не нарисовано?
Дети: Потому что воздух - невидимый.
Педагог: Следующая загадка:
Меня пьют, меня льют,
Всем я нужна, кто я? (Вода.)
Педагог: Правильно, вода. Сможем мы прожить без воды? Почему? (Ответы детей.)
Педагог: Без воды невозможно существование всего живого.
Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее».
Игра «Найди лишнее»
1. Солнце, Марс, Земля, Африка.
2. Море, океан, пустыня, река.
3. Горы, пустыня, леса, океан.
4. Трава, воздух, вода. Солнце.
5. Смелый, храбрый, злой, отважный.
Педагог: Молодцы! Вы справились с этим заданием. А как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь.
Педагог: Ребята посмотрите на «Знаки охраны природы». Как вы думаете, что они означают? (Ответы детей.)
Возьмите красный и перечеркните каждый знак. Это означает - не делай этого находясь на природе!
Придумай свой знак охраны природы. Он может быть как запрещающим, так и разрешающим.
Педагог: Человек на Земле - самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должны направить на охрану и защиту природы на нашей планете.
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек.
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
Е. Шкловский
Педагог: Друг природы - это человек, который любит, бережет и охраняет ее. Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Что будете для этого делать? (Ответы детей).
Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия? (Ответы детей.)
Как вы поступите, если вы увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (Ответы детей.)
Молодцы, ребята! Спасибо за занятие!
Список использованных источников
1. Елкин Н. В., Тарабарина Т. И. 1 000 загадок. - Ярославль: Академия развития, 1997. - С. 193.
2. Звездное небо. Серия «Атлас с наклейками для детей». - М. : ООО «Алтей и Ко», 2015.
3. Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - С. 58-72.