Елена Старых
Конспект ООД для детей 4–5 лет «Волшебный мир магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
познакомить детей с понятием «магнит»;
формировать представления о «волшебных» свойствах магнита;
актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;
формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование:
Публикация «Конспект ООД для детей 4–5 лет „Волшебный мир магнита“» размещена в разделах
плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка);
деревянный карандаш;
пластмассовая пуговица;
металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая
ложка);
бумажный кораблик;
набор магнитов;
стакан с водой;
5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая (игра-опыт «Рыбалка»)
Коммуникативная (беседы, ответы на вопросы)
Познавательно-исследовательская (опыты)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Ход
образовательной деятельности
I. Организационный момент.
II. Ребята, сегодня я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха (Магнас) и появилось название камня – «магнит».
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов и познакомимся поближе с этим волшебным камнем (показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь – гладкий, холодный; определяют вес – тяжелый или легкий; цвет).
Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, он имеет вес….»
- Подумайте, пожалуйста, какое же свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней? (Ответы детей…он притягивает к себе)
-Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? (Ответы детей).
Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?
Дети перечисляют (мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические ложка, болт).
Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. (Дети выполняют задание)
- Как вы думаете, можно проверить, правильный ли выбор мы сделали? (Дети предлагают решение проблемы с помощью магнита).
- Какие предметы притянул магнит? (ложка, болт).
- А какие предметы магнит не притянул? (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу).
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Ход опыта:
1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую. Можно дать детям «Листочек наблюдений», на котором изображены предметы, находящиеся перед ребенком, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом.
Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не притягиваются.
Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
2. Действует ли магнит через другие материалы?
Игра-опыт «Рыбалка»
Ход опыта:
1. В стакан с водой опустить рыбок.
2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.
Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук.
Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
Педагог: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
Почему иногда два магнита отталкиваются?
Ход опыта:
1. Поднести два магнита друг к другу.
2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Педагог: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.
3. Где еще используются магниты?
Педагог: — Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовленными из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения). Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).
III Подведение итогов.
Педагог: — Наше знакомство с магнитами подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.
Дети: — Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии.
Педагог: — Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и машинку.