Татьяна Скрягина
Конспект ООД «Уральские самоцветы» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе группа
Тема: Уральские самоцветы
Основные цели:
1) Сформировать представление о поделочном камне – аметисте. Закрепить знания о свойствах малахита и родонита. Активизировать словарь детей словами – гладкий, шершавый, необработанный, отшлифованный
Публикация «Конспект ООД „Уральские самоцветы“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
3) Тренировать умение узнавать и называть уральские сказы П. П. Бажова. Формировать познавательный интерес детей к малой родине
4) Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности, инициативность.
Дидактические материалы: карта уральского региона, Хозяйка Медной горы (статуя, три шкатулки для камней; камни – малахит и родонит, презентация «Уральский аметист»; подносы с камнями малого размера по 6-7 штук на каждого ребенка (камни, покрытые лаком для ногтей разного цвета и оттенка); заготовки бус, колье и браслетов для пластилинографии, стеки, доски, фломастеры.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о свойствах поделочного камня аметиста; закрепляют знания о камнях – малахите и родоните; развивают навыки пластилинографии путем смешивания разных цветов пластилина; повторяют и вспоминают названия уральских сказов П. П. Бажова.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Ребята, как называется край, где мы живем?
- Давайте покажем наш край Урал на карте.
-А чем знаменит наш край?
- А как зовут писателя уральских сказов, известных на весь мир?
- Какие сказы Бажова вам запомнились больше всего?
- Кто в сказах является хранительницей земных богатств Урала?
- Ребята, к нам за помощью обратилась сама Хозяйка Медной горы.
- В кладовой у нее много хлопот, и она не успевает разложить камни по шкатулкам и просит нас помочь. Хотите помочь ей? А сможете?
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Расскажи про камни»
Дидактические задачи: Актуализировать умение различать камни малахит и родонит, называть их свойства.
Дети идут к Хозяйке Медной горы и садятся полукругом на стулья.
- Ребята, давайте вспомним названия и свойства уже знакомых нам камней.
Воспитатель загадывает загадки:
1. Самый красивый, самый богатый,
На весь мир знаменит – наш уральский (малахит)
2. На мрамор он похож в природе, его используют в народе,
Розоватый он имеет вид, уральский камень - ….(родонит)
Воспитатель дает в руки ребенку камень – малахит. Передавая друг другу, дети называют свойство камня (какого цвета камень, теплый или холодный, прозрачный или нет, шершавый или гладкий и т. д.). Такие же действия проделывают с камнем – родонитом.
2.2 Игра «Каждому камню – своя шкатулка» (начало)
Дидактические задачи: Тренировать умение работать в парах, развивать мышление, воображение, внимание.
Дети рассаживаются за столы по два человека. На каждом столе стоит поднос с разными камнями вперемешку и две небольших тарелочки.
Воспитатель говорит детям, что Хозяйке Медной горы нужны камушки родонита, малахита. Ей надо отдать эти камни Даниле – Мастеру для поделок.
-Чтобы сделать эту работу быстрее, вам надо договориться между собой, кто будет выбирать малахит, а кто родонит. Камни надо положить в разные тарелочки.
Дети договариваются между собой и начинают выполнять работу. Они раскладывают малахит и родонит по разным тарелкам.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: сформировать представление о камне - аметист, создать мотивационную ситуацию для знакомства с этим камнем. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Воспитатель ставит на столы еще по одной пустой тарелочке. Говорит, что в эту тарелку надо выбрать другие камни. Они называются - аметисты.
Дети в затруднении. Они говорят, что не знают такие камни, не знают, как выглядит аметист.
- Смогли мы помочь Хозяйке Медной горы разобрать камни? (Не смогли)
- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как выглядит этот камень).
- Что нам нужно сделать? (Узнать, как выглядит аметист).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: познакомить с внешним видом и свойствами камня – аметист, организовать активный отдых детей.
- Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (Нужно спросить у того, кто знает или посмотреть в книге). А теперь давайте отправимся обратно в детский сад, чтобы посмотреть фильм про нужный нам камень. А для этого нам надо пройти по горам.
Физкультурная минутка «Путешествие по горам»
Мы сейчас в поход пойдем, до большой горы дойдем,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи
За высокими горами по броду речку перейдем,
Если встретятся медведи, мы медведей обойдем,
Если встретятся пещеры, мы пещеры проползем,
Шаг за шагом, шаг за шагом
В детский садик попадем. (Игра повторяется 2 раза.)
Дети садятся на стулья.
-Давайте сначала посмотрим в книге.
Воспитатель открывает книгу «Минералы» и показывает детям, как выглядит аметист.
А чтобы стало еще понятнее, давайте посмотрим фильм про неизвестный нам камень.
Дети смотрят презентацию про аметист.
Теперь мы сможем сделать начатую работу до конца?
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1 Игра «Каждому камню – своя шкатулка» (продолжение)
Дидактические задачи: Тренировать умение различать поделочный камень аметист и называть его свойства. Развивать мышление, внимание.
Дети возвращаются за столы, выбирают камни аметисты в пустую тарелочку.
Затем подходят к Хозяйке Медной горы, где находятся три шкатулки. Раскладывают камни по шкатулкам.
Проводится пальчиковая гимнастика «Каменные братья»
Нынче в группе непоседы
пальцы правой и левой рук в «замке»
О камнях ведут беседу. кисти обеих рук сжать в кулачки
Всех богатств не перечесть: указательным пальцем правой руки показываем на воображаемые камни
Есть гранит и яшма есть. «пирожки»
Сколько тайн земля хранит? пальчики здороваются
Уголь, мрамор, малахит, изумруды и алмазы. загибаем поочерёдно пальчики на обеих руках
Как же всё упомнить сразу? разводим руки, вопросительная мимика лица
5.2 Игра «В мастерской»
Дидактические задачи: Закреплять умение соотносить зрительный образ камня с его словесным обозначением. Развивать мышление, память, речь, внимание.
Хозяйка Медной Горы приглашает нас в мастерскую. Давайте, ребята, сделаем для Хозяйки Медной горы ювелирные изделия из малахита, родонита и аметиста. Ей они очень нужны для выставки. Сейчас мы с вами станем помощниками Хозяйки Медной горы и сами своими руками смастерим браслеты, бусы и колье из камней – самоцветов.
Проходите за столы и выберите,кто что будет делать. (дети выбирают картонные заготовки и пластилин)
Практическая работа:
1. Я вам покажу как сделать малахит: возьму зеленый пластилин и черный, затем аккуратно, размазываю по поверхности изделия, а теперь небольшое количество черного пластилина нанесу и, используя прием размазывания, размажу сверху. Можно использовать нитки для узора.
2. А если сделать что–либо из родонита, то мне понадобятся какие цвета? (розовый и черный).
3. Какие цвета нужно взять, чтобы сделать изделие из аметиста? (сиреневый). Черный нужен? (нет).
Выбрав материал, дети должны покрыть им всю поверхность заготовки и, используя бросовый материал, украсить работы. Закончив работу, дети дарят свои работы Хозяйке Медной горы.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Кому нам удалось помочь?
- Чем помогли Хозяйке Медной горы? (помогли разобрать камни по шкатулкам и сделать украшения для выставки)
-Почему нам удалось помочь Хозяйке Медной горы? (потому что мы знаем как выглядят камни – малахит, родонит и аметист, и знают их свойства)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сегодня еще больше узнали о своем родном крае – Урале.
Комментарии к сценарию: предварительная работа: знакомство с уральским писателем П. П. Бажовым, чтение сказов П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и др. ; знакомство со свойствами камней - малахита и родонита.