Наталия Платонова
Конспект ООД «Чудесное превращение валенка» по познавательному и художественно-эстетическому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- познакомить детей с валенками, их назначением, функциями и необходимостью для жизни человека;
- развивать творческую активность, воображение, фантазию;
- учить обыгрывать знакомые сказочные произведения, используя в речи монологи и диалоги;
- воспитывать любовь к народному творчеству, желания украшать изделия самостоятельно, проявив фантазию, поощрять добрые отношения, внимание друг к другу.
Предварительная работа:
- беседа на тему: «Откуда появились валенки»;
Публикация «Конспект ООД „Чудесное превращение валенка“ по познавательному и художественно-эстетическому развитию в средней группе» размещена в разделах
- заучивание пословиц, поговорок о труде, мастерстве, загадки по теме «Валенки»;
- инсценировка сказки «Валенки для Бабушки Айвики»;
- рассматривание иллюстраций, картинок по теме «Валенки».
Материал к занятию:
- валенки, украшенные тесьмой, бусинками, кружевом;
- шапочки- маски зайца, лисы, волка;
- большие искусственные ели;
- телефонный аппарат;
- натуральная овечья шерсть;
- тарелочки, бисер цветной, пуговицы, салфетки, вырезанные валенки из картона, на который нанесён пластилин (на каждого ребёнка).
-магнитола, ноутбук для показа презентации «Валенки».
Содержание организационной деятельности:
1 Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались мы дружно в круг.
Я- твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Здравствуйте, дорогие гости!
2. Игровая мотивация учебно-познавательной деятельности.
Воспитатель: - Для начала вам, ребятки, загадаю я загадку.
Их на ноги надевают,
Но это не сапоги
Из шерсти сделаны,
Но не носки.
Воспитатель: Правильно, ребята – это валенки.
Если в доме, на работе,
У вас валенки в почете.
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей.
Воспитатель: Я вас сегодня хочу пригласить в мастерскую.
Проходите, рассаживайтесь поудобнее на лавочках. Вы, наверное, догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Верно, о валенках.
-Ребята, скажите, а для чего нужны валенки? (Чтобы ходить зимой).
-А у кого есть валенки?
- Посмотрите, в нашей мастерской много валенок. Все они разные, необычные. И все такие нарядные- украшены тесьмой, драгоценными камнями, цветочками и т. д.
-А еще валенки могут превращаться в животных. Не верите? Ну, тогда посмотрите.
-Скажите, во что можно превратить обычные валенки?
(в мышку, в ежика, просто украсить тесьмой, кружевом, бусинками, цветочками и т. д.)
-А из чего же сделаны валенки? Из какой шерсти? (Из овечьей).
- Верно, из овечьей.
(Показываю шерсть).
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу. Потрогайте шерсть, она какая? (Мягкая, пушистая). А какого цвета? (Белая, серая, черная).
Именно из такой шерсти и делают валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки, требуется несколько дней тяжелой работы.
Воспитатель: А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка:
1,2,3,4,5 – будем дружно мы играть.
Валенки наденем, шапку,
Шарф завяжем - все в порядке.
1-присесть, 2- наклониться,
3- снежок лепи, на 4 и на 5-
Начинай снежки бросать.
(Дети садятся на скамеечку)
3. Показ презентации «Валенки».
Воспитатель: А хотите, я вам расскажу о валенках много-много интересного? Ну, тогда слушайте внимательно.
1 слайд. Валенки – самая теплая зимняя обувь.
2 слайд. Валенки обычно делают из овечьей шерсти. Но есть также валенки, сделанные из козьей, верблюжьей и даже собачьей шерсти.
Валенки – единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов. Ноги в валенках не потеют. Сейчас валенки делают точно так же, как делали наши деды и прадеды. Изготовление валенок- дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, умения, но самое главное- любовь мастера к своему делу.
3 слайд. Из овечьей шерсти катают валенки трех цветов : черные, белые и серые. Без валенок было бы невозможно жить на севере, когда в морозы все одевают валенки.
4 слайд. Валенки никогда не выбрасывали. Их берегли, носили по очереди, передавали по наследству: от старших к младшим. Если валенки протирались, то их подшивали.
5 слайд. Самый главный недостаток валенок - они пропитывают влагу. Поэтому и придумали галоши. Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти.
6 слайд. Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гулянья не было! В валенках праздновали Масленицу, водили хороводы, плясали под гармонь! В старину их считали ценным подарком.
7 слайд. На слайде можете посмотреть, как украшают валенки.
4. Демонстрация и объяснение способа выполнения работы.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам самим стать мастерами. Садитесь за столы. Мы сегодня будем украшать валенки. Посмотрите, на ваши валенки уже нанесён пластилин.
- Скажите, что у вас лежит в тарелочках?
(пуговицы, бисер).
- Этими материалами мы будем украшать валенки, а узоры будете придумывать сами.
Пальчиковая гимнастика “Овечка”
Вот кудрявая овечка
Шерстка белая, в колечках.
Шерстка мягкая, густая
Шубка у овцы такая.
(сжимают и разжимают пальцы, поочередно прикасаются к большому пальцу,
плавные движения руками вверх-вниз).
5. Самостоятельная работа детей.
(Дети самостоятельно украшают валенки, воспитатель контролирует их, оказывает помощь).
6. Сказка «В гости к бабушке Айвике».
Воспитатель: Какие красивые сказочные валеночки у вас получились.
- Я думаю, что эти валенки приведут нас в сказку.
Любят русские зимою
В стужу валенки носить.
Мы ж из валенок решили
Чудо-сказку сочинить.
- Выходите, ребята, из-за столов и надевайте маски.
- Не за синими горами, не за темными лесами, а в городе Йошкар-Оле, в детском саду № 29 «Ший онгыр», открылась мастерская. Трудятся в ней славные мастера.
Они работают да приговаривают:
Мастера – дети:
- У всякого Матвея –своя затея!
- Труд человека кормит, а лень портит!
- Без труда не выловишь и рыбки из пруда!
- Не за тем руки даны, чтобы даром болтались.
Воспитатель: В мастерской зазвонил телефон. Алло! Мастерская слушает.
Бабушка Айвика:
-Здравствуйте! Это я, Бабушка Айвика! Ребята, помогите мне! Приготовила я для своих внучат подарки-валеночки, положила их в сундук. Глядь, а они все в дырках! Это моль зловредная надо мной подшутила. Выручайте, деточки, пришлите мне новые валенки.
Воспитатель:- Не волнуйся, бабушка, будут тебе новые валенки. Именно такие есть у нас в мастерской, их и моль не съест, и внучата рады будут.
- Собрали мастера валенки, и пошли к Бабушке Айвике. Но вот беда: точного адреса никто не знает. В лесу улиц нет, только берлоги, норки, дупла без номеров. Как бабушку отыскать?
- Думали-думали да и придумали у зверей помощи просить.
Выбегают зайцы.
Воспитатель: Здравствуйте, зайцы! Не знаете ли вы дорогу к избушке Бабушки Айвики?
Зайцы:
- Мы так далеко в дремучий лес не бегаем, мы ещё маленькие! Нам мама не разрешает! Вы идите прямо, прямо. Дойдете до пушистой ёлки, там живёт Серый волк. У него спросите, он знает.
Воспитатель: Пойдемте искать волка.
Из-за елки выходит волк.
Воспитатель:тЗдравствуй, серый волк!
Волк:-Здравствуйте! Что это вы в лесу бродите? Ни грибов, ни ягод уже давно нет.
Воспитатель:
- Да вот, валенки несём Бабушке Айвике, а точного адреса не знаем. Может, проводишь нас?
Волк:
-Некогда мне. Вы идите вперед, дойдете до высокой ели-там лиса гуляет. Она вам поможет.
Дети идут к высокой ели. Им навстречу выходит лиса.
Воспитатель:
-Здравствуй, лиса! Нас к тебе волк отправил. Помоги нам, пожалуйста, отведи нас к Бабушке Айвике! Мы ей валенки несём.
Лиса:
-Эти? Хороши! Отведу я вас к Бабушке Айвике! За это вы мне тоже валеночки смастерите. А то зимой лапки мерзнут.
Дети с лисой подходят к избушке.
Лиса:
-Ну, вот и пришли! Бабушка Айвика (все вместе!
Воспитатель:
- Здравствуй, бабушка! С трудом мы тебя нашли. Вот принесли тебе валеночки.
Бабушка Айвика:
- Ой, спасибо, ребятишки! Какие сказочные валеночки у вас получились! А чем вы украшали? Спасибо вам, порадовали бабушку. Мастерство свое показали. А я для вас гостинцы приготовила (отдает корзинку).
Воспитатель: Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Все дети подходят к воспитателю и встают в круг.
7. Итог занятия.
- Что было самое интересное сегодня? Что больше всего запомнилось? Что было самым трудным?