Приложение МААМ

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа»

Надежда Коврижко
Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Обычаи и традиции русского народа»

Цель: 1. Продолжить знакомство детей с культурой и традициями русского народа.

2. Прививать интерес к познанию истории своего народа. Развивать мышление, речь, память, воображение.

3. Воспитывать любовь и уважение к Родине, русскому народу; дружеские отношения друг к другу и окружающим; умение взаимодействовать в коллективе.

Публикация «Конспект занятия „Обычаи и традиции русского народа“» размещена в разделах

Оборудование: иллюстрации природы России, самовар, рушник, хлеб, платок, изделия народных промыслов, кукла «Ванечка»; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, экран).

Музыка

Предварительная работа: Знакомство с изделиями народных умельцев, с русским народным костюмом. Заучивание пословиц, поговорок, стихотворений о Родине, народных игр, хоровода.

Ход ОД

1. Организационный момент

Дети входят в музыкальный зал под песню

«У моей России, длинные косички». Муз. Г Струве, сл. Н. Соловьевой

Здороваются с гостями.

Воспитатель: Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения.

А теперь занимайте свои места.

Начнем наше занятие со стихотворения, а вы внимательно послушайте и скажите о чем оно?

Чтение стихотворения детьми «Наша Родина» (Н. Забила)

Наша Родина

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней

И то едва домчится.

И в городах, и средь морей,

И средь колхозных пашен –

Везде вы встретите людей

Родных, российских, наших.

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы –

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый.

Воспитатель: О какой стране идет речь в этом стихотворении?

Дети: О России

Воспитатель: Как вы догадались, что это стих о России?

Дети: Она самая большая в мире

Воспитатель: Какая наша страна?

Дети: Россия – сильная, могучая, миролюбивая страна.

2. Сюрпризный момент (кукла «Ванечка» в русском костюме)

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что в нашем зале еще кто - то есть? Да это же Ванечка! Ванечка, ты зачем спрятался? И почему такой грустный?

Ванечка: Я хотел попасть к вам на занятие. А грустный я потому, что проходят годы, сменяются поколения и русские люди все реже вспоминают народные обычаи и традиции.

Воспитатель: Ванечка, больше не прячься и не расстраивайся. Мы приглашаем тебя на наше занятие, где сегодня с ребятами будем говорить о русских традициях.

3. Основная часть

Воспитатель: Что же такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. В каждой семье есть традиция отмечать День рождение, дарить подарки в этот день.

У русского народа много таких традиций, многие из которых возникли очень давно, но сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас узнаете.

(Выходят две девочки в русских костюмах с хлебом – солью и кланяются)

1 девочка: Если мы хотим кого- то

Встретить щедро от души

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем,

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

2 девочка: А еще мы соль подносим;

Поклоняясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг,

Принимай-ка хлеб из рук!»

(Дети вручаю хлеб - соль воспитателям)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за традиция, которую нам девочки показали?

Хлебосольство! (Прикрепляю слово на доску). Это слово, которого не найти в других языках мира. Оно состоит из двух частей: хлеб и соль. Его произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек готов поделиться самым ценным, что есть у него в доме. Это чем?

Дети: хлебом и солью.

Воспитатель: «Хлеб – всему голова!»- говорили. Хлеб – символ богатства и благополучия.

Как вы считаете, традиция хлебосольства сохранилась до наших дней?

(Ответ детей)

Воспитатель: Хлебом и солью встречают особенных гостей в особенных случаях. Хлеб – соль – это одновременно и приветствие и выражение радушия, пожелание гостью добра и благополучия.

Хлебом и солью встречают жениха с невестой на свадьбе.

Воспитатель: Ребята, а почему хлеб считали самым главным богатством в доме?

Дети: Нужно было приложить много труда, чтобы вырастить хлеб.

Воспитатель: Какие вы знаете пословицы о труде?

Дети: Труд кормит, а лень портит

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда

Всякому молодцу мастерство к лицу

Птицу узнают в полете, а человека в работе!

Недаром говорится, что дело мастера боится

Упорство и труд все перетрут

Воспитатель: Поэтому наш народ, какой?

Дети: Трудолюбивый!

Воспитатель: Ну, как говорится: «Делу время, а потехе час!»

О чем эта поговорка?

Дети: Наш народ умел не только тяжело работать. Но и весело отмечать праздники, с «размахом»!

Воспитатель: Наши предки весело отмечали праздники. Но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно праздники начинались с торжественной службы в церквях, а продолжались уже на улице. Люди наряжались в самые красивые одежды. Готовили вкусные угощения, подарки. Отовсюду был слышен колокольный звон. Под музыку, а то и без нее водили хороводы, пели песни, плясали, затевали веселые игры.

Ребята, какой праздник мы недавно отмечали?

Дети: Пасху

Воспитатель: Что по традиции, что делали в каждой семье?

Дети: Пекли куличи, красили яйца

Воспитатель: Вся эта неделя называется Светлой Седмицей. Как вы думаете, почему она так называется?

(Ответ детей)

Воспитатель: Всю эту неделю было принято гулять и веселиться.

По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры. Эта традиция называется народные гулянья (прикрепляю словосочетание на доску)

Я вам и Ванечке тоже предлагаю поводить хоровод.

(Исполнение хоровода под русскую народную музыку «Русский танец – хоровод»)

Воспитатель: Ребята, а еще русский народ талантливый! В чем он (талант) проявляется? Что народные умельцы могли делать хорошо?

Дети: Мастерили игрушки из глины, вырезали посуду из дерева, вышивали.

Воспитатель: Что- то себе оставляли. А что- то продавали. Продать свои изделия мастера могли на ярмарке. Что такое ярмарка?

Дети: Ярмарка - это такой базар, где торгуют и веселятся.

Воспитатель: Ярмарки бывали несколько раз в году, и торговали там самым разным товаром и помногу: если мука, то мешками, если дрова, то телегами.

На ярмарке каждый торговал, где мог: богатые купцы вели торговлю в каменных постройках, в специальных торговых рядах.

Торговцы средней руки – в деревянных лавках, палатках. Кто победнее – торговали прямо с возов и телег.

Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких торговцев и разносчиков всякого товара, их называли лоточники

Ребята, чем ярмарка отличалась от базара?

Дети: На ярмарке люди веселились, отдыхали.

Ребенок: Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары- бары

Всякие разные товары

Подходите, подходите!

Посмотрите, посмотрите!

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на русскую ярмарку, где продают разные товары, сделанные руками народных умельцев. Возьмите по одному изделию и расскажите, где они были созданы?

(Дети называют изделия хохломы, гжели, жостовский поднос, городецкую роспись, дымковскую игрушку)

Воспитатель: Хороводы водили взрослые, а дети, что в это время делали?

Дети: Играли в игры

Воспитатель: Русские народные игры сохранились до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Многие из этих игр вы знаете и играете в них. А я сейчас проверю.

Загадаю вам загадки.

Вот первая:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она…

Дети: Жмурки!

Воспитатель: Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день…

Дети: Прятки!

Воспитатель: Давайте поиграем русскую народную игру, которая называется «Платочек»

Вот платочек расписной,

Он волшебный, не простой!

Буду с вами я играть,

Всех платочком накрывать!

Раз, два, три!

Кто же спрятался внутри?

(Игра сопровождается русской народной песней «Ой Варенька, Варенька»)

Воспитатель: Что за предмет быта стоит у нас на столе?

Дети: Самовар

Воспитатель: Имеет ли отношение самовар к нашей теме? И если да, то, какое?

(Ответ детей)

Воспитатель: Чаепитие - еще одна замечательная традиция нашего народа. Главное в русском чаепитии - это атмосфера душевности, веселья, покоя и радости. Не зря в России за чаем прочно закрепилась слава напитка, согревающего не только тело, но и душу.

(Слово чаепитие прикрепляю на доску)

Воспитатель: О традиции чаепития нам расскажет Ксюша.

Ребенок: Без чаепития не обходились ни одни посиделки. Стол накрывали скатертью, на середину ставили самовар. По русской традиции чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, чтобы он быстрее остывал. В старину чай готовили из трав. Добавляли плоды шиповника, цветы липы, листья смородины, малины.

Воспитатель: Традицию чаепития мы продолжим в группе.

1. Итог занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о русских традициях. Их много у русского народа. Какие традиции вы запомнили? Поговорите с родителя, спросите, какие традиции знают они.

А вам, дети, я желаю не забывать свои истоки.

Мальчикам расти настоящими защитниками своей страны, своей культуры. А девочкам - учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

2. Рефлексия.

Воспитатель: Ванечка, понравилось тебе наше занятие? А вам ребята? Что вам понравилось больше всего?

А теперь приглашаете Ваню в группу на чаепитие.

(Чаепитие)

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Фотоотчёт о тематической неделе «Традиции и обычаи нашего народа» в разновозрастной группеФотоотчёт о тематической неделе «Традиции и обычаи нашего народа» в разновозрастной группе Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа»
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 19:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Коврижко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД