Надежда Коврижко
Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Обычаи и традиции русского народа»
Цель: 1. Продолжить знакомство детей с культурой и традициями русского народа.
2. Прививать интерес к познанию истории своего народа. Развивать мышление, речь, память, воображение.
3. Воспитывать любовь и уважение к Родине, русскому народу; дружеские отношения друг к другу и окружающим; умение взаимодействовать в коллективе.
Публикация «Конспект занятия „Обычаи и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Оборудование: иллюстрации природы России, самовар, рушник, хлеб, платок, изделия народных промыслов, кукла «Ванечка»; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, экран).
Музыка
Предварительная работа: Знакомство с изделиями народных умельцев, с русским народным костюмом. Заучивание пословиц, поговорок, стихотворений о Родине, народных игр, хоровода.
Ход ОД
1. Организационный момент
Дети входят в музыкальный зал под песню
«У моей России, длинные косички». Муз. Г Струве, сл. Н. Соловьевой
Здороваются с гостями.
Воспитатель: Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения.
А теперь занимайте свои места.
Начнем наше занятие со стихотворения, а вы внимательно послушайте и скажите о чем оно?
Чтение стихотворения детьми «Наша Родина» (Н. Забила)
Наша Родина
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней
И то едва домчится.
И в городах, и средь морей,
И средь колхозных пашен –
Везде вы встретите людей
Родных, российских, наших.
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы –
Страну любимую свою,
Свой светлый край любимый.
Воспитатель: О какой стране идет речь в этом стихотворении?
Дети: О России
Воспитатель: Как вы догадались, что это стих о России?
Дети: Она самая большая в мире
Воспитатель: Какая наша страна?
Дети: Россия – сильная, могучая, миролюбивая страна.
2. Сюрпризный момент (кукла «Ванечка» в русском костюме)
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что в нашем зале еще кто - то есть? Да это же Ванечка! Ванечка, ты зачем спрятался? И почему такой грустный?
Ванечка: Я хотел попасть к вам на занятие. А грустный я потому, что проходят годы, сменяются поколения и русские люди все реже вспоминают народные обычаи и традиции.
Воспитатель: Ванечка, больше не прячься и не расстраивайся. Мы приглашаем тебя на наше занятие, где сегодня с ребятами будем говорить о русских традициях.
3. Основная часть
Воспитатель: Что же такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. В каждой семье есть традиция отмечать День рождение, дарить подарки в этот день.
У русского народа много таких традиций, многие из которых возникли очень давно, но сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас узнаете.
(Выходят две девочки в русских костюмах с хлебом – солью и кланяются)
1 девочка: Если мы хотим кого- то
Встретить щедро от души
На крыльце того встречаем
С белым пышным караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
2 девочка: А еще мы соль подносим;
Поклоняясь, отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг,
Принимай-ка хлеб из рук!»
(Дети вручаю хлеб - соль воспитателям)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за традиция, которую нам девочки показали?
Хлебосольство! (Прикрепляю слово на доску). Это слово, которого не найти в других языках мира. Оно состоит из двух частей: хлеб и соль. Его произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек готов поделиться самым ценным, что есть у него в доме. Это чем?
Дети: хлебом и солью.
Воспитатель: «Хлеб – всему голова!»- говорили. Хлеб – символ богатства и благополучия.
Как вы считаете, традиция хлебосольства сохранилась до наших дней?
(Ответ детей)
Воспитатель: Хлебом и солью встречают особенных гостей в особенных случаях. Хлеб – соль – это одновременно и приветствие и выражение радушия, пожелание гостью добра и благополучия.
Хлебом и солью встречают жениха с невестой на свадьбе.
Воспитатель: Ребята, а почему хлеб считали самым главным богатством в доме?
Дети: Нужно было приложить много труда, чтобы вырастить хлеб.
Воспитатель: Какие вы знаете пословицы о труде?
Дети: Труд кормит, а лень портит
Скучен день до вечера, коли делать нечего
Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда
Всякому молодцу мастерство к лицу
Птицу узнают в полете, а человека в работе!
Недаром говорится, что дело мастера боится
Упорство и труд все перетрут
Воспитатель: Поэтому наш народ, какой?
Дети: Трудолюбивый!
Воспитатель: Ну, как говорится: «Делу время, а потехе час!»
О чем эта поговорка?
Дети: Наш народ умел не только тяжело работать. Но и весело отмечать праздники, с «размахом»!
Воспитатель: Наши предки весело отмечали праздники. Но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно праздники начинались с торжественной службы в церквях, а продолжались уже на улице. Люди наряжались в самые красивые одежды. Готовили вкусные угощения, подарки. Отовсюду был слышен колокольный звон. Под музыку, а то и без нее водили хороводы, пели песни, плясали, затевали веселые игры.
Ребята, какой праздник мы недавно отмечали?
Дети: Пасху
Воспитатель: Что по традиции, что делали в каждой семье?
Дети: Пекли куличи, красили яйца
Воспитатель: Вся эта неделя называется Светлой Седмицей. Как вы думаете, почему она так называется?
(Ответ детей)
Воспитатель: Всю эту неделю было принято гулять и веселиться.
По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры. Эта традиция называется народные гулянья (прикрепляю словосочетание на доску)
Я вам и Ванечке тоже предлагаю поводить хоровод.
(Исполнение хоровода под русскую народную музыку «Русский танец – хоровод»)
Воспитатель: Ребята, а еще русский народ талантливый! В чем он (талант) проявляется? Что народные умельцы могли делать хорошо?
Дети: Мастерили игрушки из глины, вырезали посуду из дерева, вышивали.
Воспитатель: Что- то себе оставляли. А что- то продавали. Продать свои изделия мастера могли на ярмарке. Что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка - это такой базар, где торгуют и веселятся.
Воспитатель: Ярмарки бывали несколько раз в году, и торговали там самым разным товаром и помногу: если мука, то мешками, если дрова, то телегами.
На ярмарке каждый торговал, где мог: богатые купцы вели торговлю в каменных постройках, в специальных торговых рядах.
Торговцы средней руки – в деревянных лавках, палатках. Кто победнее – торговали прямо с возов и телег.
Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких торговцев и разносчиков всякого товара, их называли лоточники
Ребята, чем ярмарка отличалась от базара?
Дети: На ярмарке люди веселились, отдыхали.
Ребенок: Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары- бары
Всякие разные товары
Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите!
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на русскую ярмарку, где продают разные товары, сделанные руками народных умельцев. Возьмите по одному изделию и расскажите, где они были созданы?
(Дети называют изделия хохломы, гжели, жостовский поднос, городецкую роспись, дымковскую игрушку)
Воспитатель: Хороводы водили взрослые, а дети, что в это время делали?
Дети: Играли в игры
Воспитатель: Русские народные игры сохранились до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Многие из этих игр вы знаете и играете в них. А я сейчас проверю.
Загадаю вам загадки.
Вот первая:
Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,
Называется она…
Дети: Жмурки!
Воспитатель: Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…
Дети: Прятки!
Воспитатель: Давайте поиграем русскую народную игру, которая называется «Платочек»
Вот платочек расписной,
Он волшебный, не простой!
Буду с вами я играть,
Всех платочком накрывать!
Раз, два, три!
Кто же спрятался внутри?
(Игра сопровождается русской народной песней «Ой Варенька, Варенька»)
Воспитатель: Что за предмет быта стоит у нас на столе?
Дети: Самовар
Воспитатель: Имеет ли отношение самовар к нашей теме? И если да, то, какое?
(Ответ детей)
Воспитатель: Чаепитие - еще одна замечательная традиция нашего народа. Главное в русском чаепитии - это атмосфера душевности, веселья, покоя и радости. Не зря в России за чаем прочно закрепилась слава напитка, согревающего не только тело, но и душу.
(Слово чаепитие прикрепляю на доску)
Воспитатель: О традиции чаепития нам расскажет Ксюша.
Ребенок: Без чаепития не обходились ни одни посиделки. Стол накрывали скатертью, на середину ставили самовар. По русской традиции чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, чтобы он быстрее остывал. В старину чай готовили из трав. Добавляли плоды шиповника, цветы липы, листья смородины, малины.
Воспитатель: Традицию чаепития мы продолжим в группе.
1. Итог занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о русских традициях. Их много у русского народа. Какие традиции вы запомнили? Поговорите с родителя, спросите, какие традиции знают они.
А вам, дети, я желаю не забывать свои истоки.
Мальчикам расти настоящими защитниками своей страны, своей культуры. А девочкам - учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.
2. Рефлексия.
Воспитатель: Ванечка, понравилось тебе наше занятие? А вам ребята? Что вам понравилось больше всего?
А теперь приглашаете Ваню в группу на чаепитие.
(Чаепитие)