Астафьева Елена Викторовна
Конспект образовательной ситуации в младшей группе по ФЭМП «Длиннее, короче» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Длиннее, короче».
Возрастная группа : младшая группа.
Цель: формировать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче.
Задачи:
1. сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;
2. закрепить умение детей различать и называть цвета;
Публикация «Конспект образовательной ситуации в младшей группе по ФЭМП „Длиннее, короче“ в младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
3. закрепить умение считать до двух, умение сравнивать предметы по свойствам, сравнивать группы предметов по количеству, используя числа.
4. развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь.
5. тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: 2 одинаковые по размеру куклы; 2 длинных и 2 коротких шарфа.
Раздаточный:палочки Кюизинера двух цветов (синий и оранжевый) по 2 штуки на каждого ребенка, две матрешки в платочках разного цвета, карандаши короткие и длинные, один стаканчик синего цвета, другой желтого.
Этапы мероп
риятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь ….) -Ребята, в чем вы сегодня пришли в детский сад?
- А почему вы надели куртки, шапки? А для чего мы надеваем теплую одежду? Ребята, хоть на улице наступила весна и стало пригревать солнышко, еще рано снимать теплую одежду и шапки.
Вот и наши куклы собрались на прогулку и просят повязать им шарфы.
- Хотите помочь куклам?
- Сможете? постановка детской цели: Зачем? Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Вопросы: Хотите?
Сможете?
Актуализация знаний Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; Дети подходят к столу, где сидят куклы.
- Сколько кукол просят о помощи? - Две.
Сколько шарфов понадобится двум куклам? – Два.
Воспитатель кладет на стол два шарфа – длинный и короткий, завязывает длинный шарф на шее у одной куклы. Второй шарф завязать не удается.
- Никак не получается! Почему мы не можем завязать второй шарф? (Потому что шарф короткий).
-Какой шарф нужен этой кукле? (Длинный.)
Давайте выберем для второй куклы длинный шарф.
Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в ситуации
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;
Воспитатель берет короткий шарф и вместе с детьми подходит к соседнему столу, на котором находятся два шарфа: первый равен по длине короткому шарфу, а другой шарф – длиннее.
- Давайте выберем длинный шарф. Обычно дети правильно выбирают длинный шарф, но кукла говорит, что шарфы одинаковые.
-Давайте покажем кукле, что выбранный нами шарф длиннее.
Возникает затруднение, так как дети не знают способа сравнения по длине.
- Смогли мы показать кукле, что один шарф длиннее другого?
- Как вы думаете, почему мы не смогли?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: мы не смогли объяснить, потому что не пока не умеем сравнивать предметы по длине.
-Ребята, хотите узнать, как сравнить шарфы по длине? (Да, хотим)
Анализ детьми возникшей ситуации
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину
Выявление уровня затруднения
Открытие нового знания (способа действия)
Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; Воспитатель помогает детям сформировать вопрос, после чего показывает и рассказывает, как сравнить шарфы по длине путем приложения и наложения: для того, чтобы сравнить шарфы по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца.
Затем под его руководством дети сравнивают шарфы по длине путем приложения и наложения.
Воспитатель фиксирует вывод: для того, чтобы сравнить шарфы (ленты, полоски) по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца.
Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Умение определять способы и средства для достижения цели
Теперь вы знаете как?
Включение нового знания в систему знаний и умений Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами Ребятки, вы, наверное, устали? Давайте проведем небольшую разминку.
Игра «На прогулке». «Шаги».
Воспитатель предлагает детям представить, что они тоже оделись, завязали шарфы и вышли гулять. Но на улице холодно, и ети быстро замерзли. Чтобы согреться, надо побегать и попрыгать. Дети ходят по группе. По команде «длинный» они делают большие (длинные) шаги, по команде «короткий» - короткие.
Отдохнули? А теперь садимся за столы и поиграем в игры.
Игра: «Ленточки для матрешек».
На столе у вас лежат разноцветные «ленточки» и игрушечные матрешки.
- Ребята, наши матрешки очень любят играть с разноцветными ленточками, но ветер разбросал их вокруг. Воспитатель предлагаетсобрать все «ленточки» (цветные палочки) : сначала синего, затем оранжевого цвета. Дети составляют «ленточки» из палочек одинакового цвета, а затем сравнивают приемом наложения. Убеждаются, что синие «ленточки» одинаковые по длине, так как концы палочек совпали (одна «спряталась» под другой). Аналогично сравниваются оранжевые. Затем воспитатель предлагает сравнить между собой синюю и оранжевую «ленточки» и ответить на вопрос: «Какая из них длиннее, а какая короче?».
Игра: «Чья дорожка длиннее?»
Ребята, у вас на столах лежат матрешки, у одной на голове желтый платочек, а у другой голубой.
Воспитатель предлагает детям сделать из деталей дорожку любой длины. Затем воспитатель просит сделать еще одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания предлагает детям на длинную дорожку поставить матрешку в желтом платочке, на короткую – матрешку в синем платочке. По какой дорожке идет матрешка в желтом платочке? По какой дорожке идет матрешка в синем платочке? Как проверить какая дорожка длиннее, какая короче? А может они равные по длине?
Игра: «Собери карандаши».
«Ребята, наши куклы очень любят рисовать. Они рисовали иразбросали карандаши. Воспитатель предлагает помочь куклам собрать карандаши. Только кукла Катя любит рисоватькороткими карандашами, а кукла Маша длинными. Воспитатель предлагает каждого из вас по очереди подойти к столику, взять один карандаш и положить их в стаканчики – в синий стаканчик положить короткие карандаши, а в желтый стаканчик -длинные».
Практическое выполнение задания Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия Самоконтроль
Осмысление Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь Ребята, подойдите все ко мне. Скажите, пожалуйста, чем мы помогли куклам и матрешкам? Ответы детей.
Молодцы, ребята, вы смогли помочь куклам завязать шарфы, помоглисобрать ленточки и карандаши, потому что научились сравнивать по длине. Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?