Светлана Давыдова
Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе «Путешествие по родному городу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип ситуации: Открытие нового знания.
Цель:
знакомство с новым способом кодирования информации: «графическая аналогия» (символ-образ).
Задачи по образовательным областям:
Речевое развитие: - развивать речемыслительные навыки, анализ, синтез;
-совершенствовать культуру речи, активизировать и расширять словарный запас;
- способствовать развитию диалогической и монологической речи у детей;
Познавательное развитие: - закреплять и расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;
Публикация «Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе „Путешествие по родному городу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- познакомить детей с новым способом кодирования информации: «графическая аналогия» (символ-образ).
- активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение;
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать навыки сотрудничества, взаимодействия при работе в паре;
- воспитывать желание помочь тем, кто испытывает затруднение.
Предварительная работа:
- Экскурсия в краеведческий музей, беседы о городе, прогулка по ближайшим улицам и главной площади города. Экскурсии к общественным зданиям (школе, почте и т. д., к строительству новых зданий.
- Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий города Пошехонье.
Материалы к занятию.
-наборы картинок достопримечательностей, исторических памятников, общественных зданий, рек, парков города Пошехонье;
- макет;
- набор карточек-символов для воспитателя с изображением достопримечательностей города.
-картинки-отгадки для детей;
- заготовка туристической карты;
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель:
создание интересной мотивации к познавательной деятельности – созданию туристической карты родного города.
Ход образовательной ситуации.
- Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо от путешественника. Послушайте его:
«Здравствуйте ребята! Я со своими друзьями путешествовал на воздушном шаре. Он потерпел аварию, и мы оказались в вашем городе. Пока идут ремонтные работы, нам бы хотелось совершить экскурсию по городу. Помогите нам, пожалуйста! Пришлите туристическую карту вашего города».
- Ребята, о чём просит нас Путешественник? (О помощи., (Помочь прислать ему карту.) (Помочь познакомиться с нашим городом.)
- Вы хотите ему помочь? (Да, хотим)
- Мы знаем, как нужно составлять туристическую карту? (Знаем., (Не знаем, (На бумажке нарисовать.).
(Если дети предлагают свой «быстрый» способ составления карты, педагог говорит, что этот способ уже пробовал).
- Я рада, что вы такие отзывчивые и хотите помочь, но что надо для этого сделать? (Узнать, как можно больше о своем городе, (Узнать интересные места в городе)
- Где мы можем это узнать? (В Интернете., (Спросить у взрослых., (Сходить в библиотеку., (Прочитать в справочнике.)
- Вы всё верно говорите, но у нас очень мало времени, поэтому я предлагаю начать действовать. Я знаю одно место, где нам помогут, это «Школа «Знай-ка». Она находится неподалёку, и мы пойдём пешком. Вы готовы, тогда отправляемся в путь.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: выделение знаний у детей, необходимых для быстрого составления туристической карты
Воспитатель прикрепляет эмблему «Школа «Знай-ка», надевает очки.
- Здравствуйте, ребята! Я преподаватель Школы «Знай-ка», что вас привело ко мне? (Мы хотим узнать, как составить туристическую карту, чтобы помочь Путешественнику).
Я поняла вас! Постараюсь вам помочь.
- Скажите, на какой планете мы живём? (Земля)
-Возьмите синий карандаш и нарисуйте большой круг. Это планета Земля.
-Как называется наша страна? (Россия)
-Возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия.
-А как называется область, в которой мы живём? (Ярославская)
Возьмите карандаш зеленого цвета и нарисуйте внутри кругов ещё один круг.
-Назовите город, в котором мы живём? (Пошехонье)
-Возьмите оранжевый карандаш и внутри кругов нарисуйте ещё круг. Это наш город. Посмотрите, какой он маленький.
-Ребята, а вы любите свой город? (Да, (Я очень люблю свой город)
-Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем городе, тем быстрее мы поможем попавшим в беду путешественникам.
Дидактическое упражнение «Кто больше выделит и запомнит признаков города»
Цель: уметь быть внимательным, знать и называть признаки города.
-Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете:
• Город-это крупный населенный пункт, потому что… (В нём живёт много людей (много зданий, (
• В городе много магазинов, в которых продают продукты и промышленные товары, потому что… (людям нужно кушать, (для большого количества людей нужно много продуктов и разных товаров).
• В городе много школ, потому что…. (детей много, (детей много и им нужно учиться, (взрослым нужно работать).
• В городе строят многоэтажные дома, потому что…. (нужно жить людям, (в одноэтажных нельзя расселить всех людей в городе, (много народу).
• В городе есть краеведческий музей, потому что….(людям интересно знать, как жили их предки, (Чем занимались люди в старину, (Промыслы наших земляков)
• В городе есть музей «Топтыгин дом», потому что….(детям интересно посмотреть на медведей, (медведь символ нашего города)
• В городе есть Аллея Славы, потому что…. (мы должны помнить подвиги наших земляков, (чтобы ходить на экскурсию, (приносить цветы).
• В городе есть парк отдыха, потому что… (там красиво, (там можно гулять с папой и мамой, (это старый парк, в нем гуляли ещё наши бабушки).
Игровое упражнение «Самый внимательный горожанин».
Цель: развивать умение выделять объекты, характерные для города, как туристического центра.
- А сейчас я посмотрю кто из вас самый внимательный:
• Где можно познакомиться с историей нашего города? (в музее, (в краеведческом музее).
• Где находится резиденция хозяина наших лесов? (в музее «Топтыгин дом»).
• Как называется главная площадь в нашем городе? (площадь Свободы)
• Что находится на главной площади? (Ряды, (памятник братьям Королёвым, (Красивый парк).
-Молодцы и умницы! Вы оказывается очень внимательные. Но у меня ещё есть вопрос: Какие памятники, музеи, интересные места, можно предложить посмотреть гостям в нашем городе?
Посмотрите, у меня для вас приготовлены картинки с изображением объектов. Выберите знакомые для вас картинки и расположите их на нашей схеме города. А я вам помогу (для детей приготовлены наборы фотографий, схема города).
Подведём итог: что мы узнали о нашем городе? (Есть главная площадь, (есть музеи, (есть реки, (есть старинные здания)
Как вы считаете, путешественникам будет интересно посмотреть наш город? (Да, (Очень интересно, (У нас, очень много красивых мест).
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации трудности в составлении туристической карты.
-Ребята, как вы думаете, у нас получилась туристическая карта? (Да, (Мы не знаем, (Нет).
- Мы можем отправить такую карту путешественнику?
- Ему будет удобно с ней ходить по городу? (Нет, (Она слишком большая, (Она не уберется в конверт)
- Я поняла, что у вас затруднение! (Да.)
- У нас получился макет, а не карта. Макет-это уменьшенная копия города. Его нельзя взять с собой, его нельзя свернуть. Почему? (Все упадет, (На улице ветер все унесет, и мы не узнаем куда идти).
-В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как составить туристическую карту.)
- Не переживайте, давайте разбираться.
4. Открытие нового знания
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания – шифровка картинок символами.
- Давайте подумаем, как же нам составить карту, чтобы мы могли послать её путешественнику? (Можно нарисовать картинки на бумаге).
- Это вы здорово придумали, но на рисование уйдёт много времени, да и нет у нас: ни красок, ни цветных карандашей.
- Может быть, есть другой способ изобразить картинку? (Можно обозначить каким-нибудь значком, (Можно рисовать одним цветом, (Нарисовать не весь предмет, а его часть)
-Соня предложила обозначить каждую карточку на макете значком-символом.
-Как это можно сделать? (Можно придумать самим, (Нарисовать простым карандашом).
- Давайте попробуем вместе обозначить каждую картинку символом, «зашифруем» его.
-Какой символ мы выберем для изображения парка? (Скамейка, (Дерево, (Цветы).
- Давайте зарисуем этот символ на бумаге, простым карандашом.
- Как вы думаете, каким символом можно обозначить краеведческий музей,
музей «Топтыгин дом»? (можно нарисовать домик и в середине медведя, (домик и букву «М»).
- Зарисуем этот символ.
-Придумываем символ для картинки с изображением памятника героям (огонь и звезда, (шапка со звездой).
- Следующая картинка с торговыми рядами (домик с аркой, (два длинных домика).
-Вот мы и «зашифровали» все картинки. Посмотрите на эти рисунки и назовите, что обозначают эти символы! (парк, торговые ряды, музей, памятник героям и т. д.)
-Что вам помогло запомнить эти слова? (символы, которые мы нарисовали).
-Вы сами разобрали и изобразили символы, с помощью которых можно легко найти то место, которое вы хотите посетить.
-Вы хорошо поработали, и я вижу вы устали. Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка «Прими такую же позу»
- Я буду показывать вам карточки- с символами человечков, а вы будете принимать такую же позу как у человечка.
Карточки с символами.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания – «шифрование картинок символами» в играх и упражнениях.
- Я приглашаю вас в учебный класс, где вы сможете потренироваться в «шифровке» картинок.
Дети подходят к столу, на котором наборы карточек-символов.
-Ребята сейчас мы поиграем с вами в игру «Отгадай зашифрованную картинку». Я буду показывать вам карточку-символ, а вы подберёте картинку, которая спряталась в этом символе (на доске появляется картинка, дети сравнивают свой ответ с правильным).
-Вы хорошо справились с заданием!
-Мы совсем забыли про путешественника.
- Макет мы ему отправить не можем, так как он очень большой, поэтому мы изобразим его графически.
- Вот это будет основой для нашей карты, а вы сейчас нарисуете символы, соответствующие картинкам.
-Вот мы с вами и составили туристическую карту. Молодцы!
- Я предлагаю отправить эту карту по почте. Вы согласны? (Кладут карту в конверт и запечатывают).
- Я была рада встрече с вами, отзывчивыми и добрыми ребятами, но мне пора на следующий урок, меня ждут другие дети. (Педагог снимает очки и эмблему).
- Ребята и нам пора возвращаться детский сад.
6. Итог.
Цель: организация рефлексии и самооценки деятельности.
- Ребята, где мы сегодня были? (В школе «Знай-ка»).
- Что вам понравилось в школе! (Понравилось зашифровывать картинки)
-Что было трудного? (Подбирать символы к картинкам)
-Для чего мы ходили в школу «Знай-ка»? (Чтобы узнать, как составлять карту, чтобы помочь Путешественнику совершить экскурсию по нашему городу)
- Где вам пригодится то, что вы сегодня узнали? (В школе, в жизни)
-Мы смогли помочь Путешественнику? (Да, смогли, мы научились составлять туристическую карту)
- Я рада, что вы откликнулись на просьбу Путешественника, не остались равнодушными. Спасибо!