Олеся Черняева
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию, развитию речи «О свойствах и качествах бумаги«
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации
по познавательному развитию, развитию речи
в подготовительной к школе группе
Воспитатель Черняева О. В.
МДОУ Д/с №49 о. в.
г. Магнитогорска
Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие.
Публикация «Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию, развитию речи „О свойствах и качествах бумаги„» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Образовательная ситуация «Расширение знаний детей о свойствах и качествах бумаги».
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: Расширение представлений детей о качествах и свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.
Задачи:
1. Уточнять и расширять знания детей о бумаге, ее качествах и свойствах с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
2. Формировать умение выдвигать гипотезу о предполагаемом результате, используя вводные слова я думаю, на мой взгляд….
3. Закреплять использование в речи слов, обозначающих свойства и качества бумаги.
4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий.
5. Упражнять в формулировке логичного вывода.
6. Воспитывать желание действовать в парах, оказывать помощь другому при затруднении.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова гладкая, тонкая, легкая, шуршащая; обогатить словарь детей словами сминаемость, гипотеза.
Индивидуальная работа с детьми по мере затруднения; активизация речи детей.
Предварительная работа: беседы о бумаге, истории ее появления, ее свойствах, применении и бережном отношении; дыхательная гимнастика «Бумажный комочек»; речевые игры «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный, бумажные».
Ожидаемые результаты: формирование у детей уточненных представлений о свойствах бумаги с использованием опытно-экспериментальной деятельности, обогащение словаря и развитие связной речи детей.
Оборудование: чистые листы бумаги формата А4; 4 емкости с сушеным горохом; скрепки канцелярские, резиночки, ленточки, скотч, наклейки, клей-карандаш; 8 книг небольшого размера.
Ход образовательной ситуации:
Сегодня мы поговорим с вами о том, что находится всегда рядом с нами. Иногда мы даже не задумываемся о том, что простое и привычное может быть очень интересным. Чтобы узнать, о чем я, отгадайте загадку:
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой (Дети отвечают)
Детям раздаются листы бумаги. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? (Гладкая, тонкая, белого цвета) Для чего нужна бумага? Давайте попробуем сделать с бумагой что-то другое и узнаем о ее свойствах немного больше.
1. Вы пробовали бросить лист бумаги далеко? Предложить детям бросить лист бумаги за черту. Почему не получается? (ответ одного ребенка). Когда вы высказываете свои предположения – это называется гипотеза. Попробуйте озвучить свою гипотезу, используя слова-помощники: я думаю, на мой взгляд… (мнения детей). Вывод: Большой легкий лист встречает сопротивление воздуха. А что можно сделать, чтобы лист перелетел через черту? Выдвигайте свои гипотезы (мнения детей). Проводим эксперимент. Возможны варианты: сделать самолетик (бумагу можно согнуть, прогладить сгиб); смять в комок (бумага скрипит, шуршит). Дети бросают сложенный или скомканный лист за черту. Делаем вывод (широкий лист бумаги встречает большее сопротивление воздуха, смятый комом или сложенный лист, встречает меньшее сопротивление; здесь закрепляется свойство сминаемости бумаги).
2. Воспитатель предлагает разделиться на пары и подойти к столам. Ваша задача – перенести горох с одного стола на другой с помощью листа бумаги, не рассыпав горох. Подумайте и обсудите друг с другом, как это лучше сделать, и попробуйте выполнить. Если не получается, обсудить, почему горох скатывается с листа, трудно удержать горох на листе, трудно: лист бумаги плоский, нет бортиков, гибкий, не твердый. Что нужно сделать, чтобы выполнить задачу? Выдвигайте свои гипотезы. Не забывайте использовать слова-помощники. Дети должны догадаться сами или с помощью воспитателя, что нужно свернуть лист бумаги в кулек или конверт и в нем переместить горох (Свернутая бумага удерживает форму). Где еще человек может использовать такое свойство бумаги? Какие предметы может сделать человек, используя это свойство бумаги? Ребята, а какие предметы еще можно перенести в кульке? Дидактическое упражнение «Хлопни, если услышишь правильный вариант» (семечки, гвозди, фасоль, ракушки, арбуз).
3. А как вы думаете можно ли удержать книгу на ребре простого листа бумаги? Давайте попробуем. Почему не получается: бумага мягкая, тонкая, не прочная. А если все-таки можно удержать? Давайте подумаем, как? Ребята, выдвигайте свои гипотезы, не забывайте про слова-помощники (мнения детей). Обсуждение возможного решения проблемы: если бумага тонкая (мягкая, не прочная) – как можно ее сделать толще (жестче, прочнее? Дети сворачивают лист бумаги в цилиндр, основание не должно быть узким. Встает вопрос: как его закрепить? (скрепки, клей, резинки, скотч, наклейки, лента) Пробуем на закрепленный цилиндр положить книгу. Вывод: свернутый в рулон лист бумаги стал прочной конструкцией, которая удерживает книгу и не только.
Рефлексия:
Ребята, о каких свойствах бумаги вы узнали сегодня? Давайте вспомним, какое свойство бумаги помогло нам перекинуть лист за черту? Помогло перенести горох? Удержать книгу?