Татьяна Талапанова
Конспект образовательной деятельности занятия по развитию речи «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: Наблюдение за осенней природой.
Цель: Познакомить с наиболее типичными особенностями осени – дождливой погодой. Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе в это время года. Развивать наблюдательность и интерес к природе.
Образовательные области. Задачи.
Публикация «Конспект образовательной деятельности занятия по развитию речи „Осень в гости к нам пришла“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Речевое развитие Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Расширять словарный запас прилагательными, глаголами по теме «Осень». Закреплять умение воспроизводить в памяти знакомые стихи об осени и с опорой на схему их выразительно читать. Развивать речевой слух и внимание. Совершенствовать грамматический строй речи : согласование существительных с глаголами, существительного осень с прилагательными. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, поддерживая диалог.
Социально – коммуникативное развитие Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение слушать друг друга, работать в коллективе.
Познавательное развитие
Уточнить представление детей о времени года – осень. Упражнять детей в умении находить признаки этого времени года, его характерные особенности. Развивать смекалку и мышление при разгадывании загадок. Различать овощи и фрукты.
Развивать сенсорику : закреплять цвет, форму, размер предметов. Развивать музыкальный вкус.
Физическое развитие Развивать зрительное восприятие, графические навыки, мелкую моторику рук. Упражнять в координации речи и движений.
Методы и приемы работы.
Методы работы. Приёмы работы.
Наглядный метод Просмотр слайдов, мнемотабиц.
Практический метод Интерактивная игра «Третий лишний», рисование осенних листочков по точкам, прослушивание музыки П. И. Чайковского «Октябрь»
Словесный метод Чтение наизусть стихотворения, разгадывание загадок, дидактическая игра «Назови действие», подбор прилагательных к слову – осень, составление рассказа, рассказывание стихов по схемам, пальчиковая гимнастика «Осень», физминутка «Рябинка».
Игровой метод Дидактическая игра – «Назови действие», интерактивная игра «Третий лишний», сюрпризный момент – появление Осени, угощение осенними яблочками, физминутка «Рябинка», пальчиковая гимнастика «Осень».
Формы организации совместной деятельности :
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская Беседа о признаках осени, составление описательного рассказа об этом времени года, загадывание загадок об осенних месяцах, закрепление названий овощей и фруктов и их размера, формы, цвета.
Игровая Интерактивная игра «Третий лишний»
Цель: закреплять название овощей и фруктов, умение определять их цвет, размер, форму.
Словесная игра «Назови действие»
Цель: развивать умение подбирать к существительным слова, отвечающие на вопросы «Что делает?», «Что делают?». Подбор прилагательных с сову – осень.
Коммуникативная Чтение стихотворений об осени наизусть и по схемам, подбор прилагательных к слову – осень, подбор глаголов к существительным, составление и рассказывание рассказа об осени по мнемотаблице, ответы на вопросы по заданиям.
Восприятие художественной литературы и фольклора Стихотворение «Осень золотая» А Яранова, загадки об осени и осенних месяцах, рассказывание стихотворений по схемам - «Подарки осени» Е. Трутневой, И. Токмаковой «Опустел скворечник…»
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Уборка рабочего места.
ИЗО Рисование по точкам осенних листочков.
Цель: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие и внимание.
Музыка Прослушивание «Времена года» П. И. Чайковский «Октябрь»
Цель: развивать музыкальный слух, создать осеннее настроение.
Двигательная Пальчиковая гимнастика «Осень»
Цель: развивать мелкую моторику рук, выполнять движения руками в соответствии с текстом.
Физминутка «Рябинка».
Цель: развивать у детей пластик, умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Материалы и оборудование: презентация к образовательной деятельности, интерактивная игра «Третий лишний», видео П И. Чайковский «Октябрь», картинки с изображением - листьев, осеннего дерева, ветра, тучи, дождя, урожая, насекомых, птиц, зверей; мнемотаблицы «Рассказ об осени», к стихотворениям – И Токмаковой «Опустел скворечник.», Е. Трутневой «Подарки осени»,
Логика образовательной деятельности.
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1. (звучит музыка «Времена года» Чайковского П. И. «Октябрь»)
Ребята отгадайте загадку:
2 слайд:
Пришла девица красная,
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает? (осень)
Давайте, ребята, позовём к нам осень, а чтобы она услышала, мы про неё стихотворение расскажем.
Ребё нок рассказывает стихотворение:
Ходит по дорожкам,
У неё на ножках
Жёлтые сапожки.
У неё на платье
Листики цветные,
А в её лукошке
Есть грибы лесные.
(А. Яранова) У детей создано осеннее настроение и условия для взаимодействия с воспитателем.
Дети умеют выразительно читать наизусть стихотворение, и внимательно слушать чтеца.
2. 3 слайд: Появляется Осень.
Ребята, посмотрите, какая красивая и нарядная к нам пришла красавица Осень.
А у Осени есть братья, с которыми она к нам приходит. Давайте отгадаем их имена.
4,5, 6 слайд: Загадки про осенние месяцы с их изображением.
Он вслед за августом приходит
Листопады хороводит.
А как богат он урожаем
И мы его ведь точно знаем
(Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
Месяц отгадай скорей,
Он длиною в 30 дней,
Часто эти дни с дождём,
А идёт за октябрём.
(Ноябрь)
А какие периоды осени вы знаете? Подберите слова, какая бывает осень? Дети отгадывают загадки про осенние месяцы и закрепляют их названия (сентябрь, октябрь, ноябрь, вспоминают осенние периоды – ранняя осень, золотая, поздняя.
Подбирают прилагательные к слову осень (ранняя золотая, поздняя, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, замечательная, интересная, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная.) Дети знают названия осенних месяцев, периодов осени. Проявляют смекалку, внимание при отгадывании загадок.
Умеют подбирать прилагательные к существительному.
3. Слайд 7
Ребята, красавица Осень предлагает вам поиграть в игру «Назови действие» : подобрать слова, отвечающие на вопросы - Что делает? Что делают? Она прислала вам осенние картинки. Я показываю вам картинку, а вы говорите мне предложение.
Листья осенью (что делают)
Дождь осенью… Урожай осенью…
Птицы осенью… Деревья осенью.
Солнце осенью…
Туча…
Ветер…
Звери.
Насекомые…
Дети подбирают слова глаголы и составляют предложения.
(Листья осенью желтеют, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, краснеют, опадают. Дождь осенью моросит, идет, льет. Урожай осенью созревает, его убирают. Птицы осенью улетают, готовятся к перелёту. Деревья осенью роняют, сбрасывают листья, становятся голыми. Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки, засыпают. Солнце светит, греет мало. Туча закрывает, плывет. Ветер дует, гонит, завывает. Насекомые прячутся, зарываются.) Дети умеют подбирать глаголы к существительным, составлять предложения.
4. Слайд 8
Осень предлагает сделать нам небольшую разминку.
Физминутка - «Рябинка».
На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете - ветер крутит, вертит ветер,
Но рябинка только гнется, не печалится - смеется.
Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
Дети проговаривают слова физминутки и выполняют соответствующие движения.
На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.
(потягивания - руки вверх)
Ей не просто жить на свете - ветер крутит, вертит ветер,
(вращение туловища вправо и влево)
Но рябинка только гнется, не печалится - смеется.
(наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
(дети машут руками, изображают ветер). Дети знают и говорят тест пальчиковой гимнастики, согласовывают слова с нужными движениями.
Выполняя гимнастику, дети снимают физическое напряжение, развивают мелкую моторику рук.
Развивают свою речь, стараются чётко проговаривать звуки.
5. Слайд 9
Осень просит вас, ребята, составить небольшой рассказ и предлагает использовать вот такую таблицу. Сначала, каждый по очереди составит по предложению (составление рассказа цепочкой, а затем кто-то из вас составит весь рассказ.
Дети составляют предложения по цепочке, используя, мнемотаблицу. Затем один ребёнок рассказывает весь рассказ (используя мнемотаблицу).
Наступила золотая урожайная осень. Деревья надели разноцветные наряды. Небо покрыто тучами, часто идут дожди. Солнце светит, но греет меньше. День становится короче, а ночь длиннее. Краснеют, желтеют, опадают осенние листочки : березовые, кленовые, дубовые. Птицы улетают в теплые края. Осень – богатое время года. На полях созрел урожай овощей, в садах поспели яблоки, груши. А в лесу можно собрать много грибов. Перелётные птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме: меняют шубку на более теплую, делают запасы на зиму и готовятся к спячке. Осенью природа замирает. Дети с помощью мнемотаблицы умеют составлять предложения об осени и ее признаках и рассказывать небольшой рассказ на эту тему.
6. Слайд 10
Ребята, про осень поэты сочинили много красивых стихотворений и мы с вами некоторые из них учили. Наша гостья осень предлагает вам узнать и прочитать по схеме эти стихи. Посмотрите, узнаёте, что это за стихотворение? Дети рассматривают схему (мнемотаблицу) и рассказывают по ней стихотворение «Подарки осени» Е. Трутневой. Дети с опорой на мнемотаблицу закрепляют и рассказывают уже знакомое стихотворение. Развивают память, внимание, речь.
7. Слайд 11
А вот ещё одна схема для другого стихотворения. Догадайтесь какого? Дети рассматривают мнемотабтицу к стихотворению и рассказывают стихотворение И. Токмаковой «Опустел скворечник…» Дети с опорой на мнемотаблицу закрепляют и рассказывают уже знакомое стихотворение. Развивают память, внимание, речь.
8. А теперь сделаем зарядку для пальчиков.
«Осень»
Ветер северный подул:
Все листочки с веток сдул.
Полетели, закружились и на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!"
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил,
Одеялом их накрыл. Дети проговаривают слова пальчиковой гимнастики с движением рук, пальцев.
Ветер северный подул: «С-с-с-с», (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
Дети испытывают положительный эмоциональный настрой, снимают усталость; развивают пластику, координацию движений.
9. Презентация Игра «Третий лишний».
Ребята, осенью люди собрали и урожай фруктов, овощей.
Волшебница Осень предлагает вам поиграть в интерактивную игру «Третий лишний».
1. Назови лишний овощ по размеру (горошек, тыква, кабачок).
2. Назови лишний овощ по цвету (помидор, баклажан, перец).
3. Назови лишний овощ по форме (капуста, горох, огурец).
4. Назови лишний овощ по вкусу (лук, чеснок, морковь).
5. А здесь что лишнее? (баклажан, груша, морковь). Дети слушают задание, рассматривают картинки и дают ответы :
1.- горошек, 2. – баклажан, 3. –огурец, 4.- морковь, 5.- баклажан. Дети развивают внимание, умеют распределять овощи по размеру, цвету, форме, вкусу, а также различать овощи и фрукты.
10. Видео П. И. Чайковский «Октябрь»
Наша гостья Осень прислала вот такие листочки, которые не успела разукрасить и просит вас ребята обвести их по пунктирным линиям и раскрасить, так чтобы они стали по- настоящему осенними. Дети проходят за столы и обводят по пунктирным линиям листочки с разных деревьев, а за тем их раскрашивают цветными карандашами и слушают музыку П. И. Чайковского «Октябрь».
Дети отрабатывают правильное удержание карандаша, силу нажима при рисовании, точность и плавность движений, зрительное восприятие, внимание.
11. Молодцы, ребята! У вас получились красивые осенние листочки, я думаю, нашей Осени они очень понравятся.
А какие задания Осени вам понравились больше всего? Поставьте себе оценку: очень хорошо, хорошо, можно лучше.
Воспитатель обсуждает и награждает за работу детей символами : «очень хорошо» - солнышко, «хорошо» - солнышко с тучкой, «Можно лучше» - тучка. Дети показывают свои работы, анализируют и оценивают свою деятельность на занятии и получают специальные символы –смайлики, а также угощения от Осени – корзинку с яблоками. Дети, анализируют и оценивают свою деятельность на занятии.