Татьяна Алфёрова
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Совершенствовать знания и умения детей в работе детей над звуковым анализом слова, используя фишки: (синюю, красную, зелёную).Называть звуки по порядку, определять поющие и не поющие звуки (в дальнейшем - гласные звуки).Продолжать учить детей составлять предложения из 3-4 слов, с маленькими словами (слогами) и без них. Определяя место слова в предложении. Упражнять в написании предложений схемами. Умение рассказать по схеме предложения.
Продолжать учить детей делить многосложные слова на части (Слоги). Проверяя результаты разными игровыми приё мами: хлопками, игрушками, фишками и т. д.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Знакомить детей со словами родственниками, т. е от маленького, короткого слова образовывать длинное (большое).
Учить детей подбирать глагол прошедшего времени, опираясь на глагол настоящего времени. Развивать грамматически правильную речь, внимание, память, мышление.
Оборудование: схемы, карточки, фишки, сказочные герои, подбор мелодии, жетоны, наборы картин, предметных и сюжетных картинок на каждого ребёнка, картинки для рефлексии.
Интеграция образовательных областей : Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Ход НОД.
Обращаю внимание детей на звучание музыки.
Воспитатель: А вот и наши гости. Сегодня к нам пришли в гости Незнайка и Растеряйка. Выставляю на доску персонажей произведений Носова. Они принесли вам сюрпризы, а какие узнаете после выполнения заданий.
Согласны?
Дети: Да!
Незнайка по дороге в детский сад прихватил с собой картину. Он смотрит и не может разобраться. Поможем Незнайке?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Давайте покажем Незнайке, как мы умеем составлять предложения по картине. Выставляю на мольберт картину. Краткое рассматривание сюжета картины. Предлагаю детям составить предложения.
Например: Света любуется подснежником.
Мише весело потому, что наступила весна.
Ах! Какой чудесный день!
Воспитатель: Молодцы, дети! Давайте разберём предложение «Ах, какой чудесный день!»
Разбор предложения:
Какое это по характеру предложение?
Дети: Это радость. Это восхищение. Да, это предложение восклицательное.
Предлагаю одному из детей на каждое слово поставить игрушки. А другому,посчитать соотнося их со словами.
Воспитатель: Почему, ты Ваня, поставил 4 игрушки?
Ребё нок: Потому что в предложении «Ах, какой чудесный день!» 4 слова.
Разбираем ещё предложение, используя другой игровой приём. На каждое слово делаем шаг, считаем, сколько сделали шагов и почему.
Молодцы, ребята! Вы помогли Незнайки разобраться с картиной. Вот вам жетоны за правильные ответы.
(Поощряю детей жетонами).
Звучит музыка. Работа за столами. Ой, ребята! Незнайка вас хочет чем то порадовать, вот у него какой то сюрприз. Давайте посмотрим. Незнайке дети из другого детского сада подарили вот такие красивые картинки, Незнайка хочет, что бы вы составили свои предложения по этим сюжетным картинкам.
Воспитатель: Составим, дети?
Составление предложений за столами по индивидуальным сюжетным картинкам.
От лица Незнайки поощряю детей жетонами.
Ребята, а наш гость Растеряйка совсем растерялся.
Давайте его спросим об этом.
Он хочет нас развеселить.
Физминутка: «Если нравится тебе, то делай, так!»
Молодцы, дети говорит нам Растеряйка.
Воспитатель: Дети, Растеряйка совсем растерялся и забыл, какое сейчас время года закончилось.
Дети: Закончилась зима.
Воспитатель: Растеряйка спрашивает, а сколько же частей в слове зима? Давайте поможем герою.
Дети хлопками проверяют количество частей в слове зи-ма.
Воспитатель: Так сколько же частей в слове зима?
Дети: В слове зима 2 части.
Правильно, молодцы говорит Растеряйка.
Воспитатель: Ребята, Растеряйка спрашивает, любите ли вы игрушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот такие игрушки принёс вам наш гость. (Дети подходят, берут по желанию игрушку). И просит назвать, сколько частей в названии игрушки. И проверить результат знакомым приёмом.
Деление слов на части (слоги) с использованием слоговой линейки.
Воспитатель: Откройте столько окошек, сколько частей в названии вашей выбранной игрушки. Дети работают, поощряю правильные действия с линейкой, дай жетон.
Воспитатель: Ребята, наши гости спорят, какое же время года наступило? Подскажите им, дети!
Дети хором говорят ВЕСНА!
Звуковой анализ слова:
Воспитатель: Давайте назовём все звуки в слове ВЕСНА по-порядку, используем звуковую линейку.
Предлагаю детям назвать поющие звуки.
(Е--- А). Не поющие (В—С—Н)
Дети открывают столько окошек, сколько звуков в слове весна.
Предлагаю с помощью фишек составить слово весна.
Читают слово, пропевают поющие звуки.
Гости Незнайка и Растеряйка хвалят детей, говорят спасибо, что помогли им узнать многое. Прощаются с ребятами.
Рефлексия:
Звучит весёлая музыка. Воспитатель предлагает детям выразить своё отношение к деятельности. Если на деятельности было очень интересно взять красный флажок, а если деятельность не заинтересовала вас – взять синий флажок.