Любовь Чердинцева
Конспект образовательной деятельности о ознакомлению с окружающим в старшей группе «Оренбургский пуховый платок!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим
образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Оренбургский пуховый платок»
Чердинцева Любовь
Публикация «Конспект образовательной деятельности о ознакомлению с окружающим в старшей группе „Оренбургский пуховый платок!“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Цель: Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – Оренбургским пуховым платком
Задачи: Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать Оренбургский пуховый платок.
Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его.
Развивать интерес, наблюдательность. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря. Развивать связную речь.
Приемы руководства деятельностью детей в ОД :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : сюрпризный момент для привлечения внимания и организации детей, беседа, просмотр видеоматериала.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД : беседа, создание развивающей среды, просмотр видеоматериала, создание проблемной ситуации, опытно-экспериментальная работа, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : сравнение, наблюдение, показ, сопровождающийся объяснением, сюрпризный момент для привлечения внимания и организации детей
4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, перспектива дальнейшее деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, определение качества продуктивной деятельности.
Создание среды для организации и проведения ОД:
Материал и оборудование:
DVD-диск, слайды с изображением последовательной цепочки изготовления платка, Оренбургские пуховые платки, паутинки, пряха, пух, спицы, гребёнка, пряжа, веретено, картина «Коза с козлятами».
Виды детской деятельности в ОД :
Игровая (развивать эмоциональный отклик на красоту узоров паутинки)
Коммуникативная (беседа)
Познавательно-исследовательская (рассматривание картины, пуха, выставки, высказывание своего мнения о нем)
Музыкально-художественная (слушание песни)
Чтение художественной литературы…др. (пословица «Дело мастера боится»).
Планируемые результаты:
Личностные
- Проявление устойчивого интереса к изготовлению Оренбургского пухового платка.
- Проявление любознательности и познавательного интереса.
- Совершенствование умений изучать окружающий мир всеми органами чувств.
Интеллектуальные
- Умение использовать предметы, материалы для изучения практических навыков изготовления пуховых нитей.
- Воспитание культуры общения при выполнение работы.
- Умеет рассуждать, делать выводы, логически излагать свои мысли.
- Развитие знаний детей о свойствах пуха.
Физические
- Способен выполнять простейшие движения.
Критерии оценки деятельности детей на ОД :
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослым и детям и оказывает ее сам.
5. Соподчиняет мотивы.
6. Проявляет волевое усилие.
7. Аргументирует самооценку.
План ОД
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации. 3 мин.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2. Основная часть: 19. мин.
Показ, комментирование, дискуссия.
Рассказ воспитателя
Физкультурная пауза
Рассматривание выставки
Рассказ пуховницы
3. Заключительная часть: 3 мин
Закрепление полученных знаний.
Создание эмоционального настроя.
Подведение итогов ОД
Длительность ОД: 25 минут
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Я приглашаю вас в путешествие в город Мастеров, где живут и творят волшебницы - рукодельницы.
По пути в город мастеров мы остановимся на станциях, где вас ждут увлекательные и интересные задания.
Мы поиграем с вами в игру «Доскажи пословицу»
Я говорю половину пословицы, а вы ее договариваете.
Умелые руки (не знают скуки)
Терпенье и труд (все перетрут)
Взялся за гуж, (не говори, что не дюж.)
Скучен день до вечера, (коли делать нечего.)
Молодцы! Я вижу, народные пословицы вы знаете.
Воспитатель: Мы с вами на станции «История вязания»
Как вы думаете, кто придумал технику вязания, мужчины или женщины? Вязание являлось мужским ремеслом, так как женщины пряли шерсть. Найденные в Египте и сохранившиеся благодаря сухому климату вязаные носки являются самыми ранними экземплярами вязаных предметов дошедшими до наших дней. Первоначально вязали только руками. В Англии в 15 веке оно достигло наибольшего расцвета, особенно в области вязания чулок. Затем вязание «покорило» Францию. Лишь в 17 веке оно пришло в Россию. Вот такой долгий путь был проделан, прежде чем этот вид прикладного искусства привлек внимание наших рукодельниц. Скажите, а какое вязаное изделие является символом нашего Оренбургского края?
Дети: Это – Оренбургский пуховый платок.
Слушание отрывка из песни Л. Зыкиной «Оренбургский пуховый платок».
Воспитатель: Сегодня мы узнаем о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паутинок, палантинов. Гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Показ слайдов.
(Воспитатель берёт в руки паутинку). Каждый раз светлеет и радуется душа, охватывает трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки Оренбургский, ажурный пуховый платок.
Воспитатель: Из чего же вяжут такие платки?
Дети: Из козьего пуха.
Показ слайдов с изображением козы.
Рассказ ребенка: Это домашнее животное, очень ласковое. Она дает молоко, мясо, пух.
Показ слайдов.
Воспитатель: Пуховницей зовут людей, которые вяжут платки и паутинки.
Просмотр презентации.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, этот пух от козы чешут в феврале месяце. Затем его стирают. Посмотрите, этой чесалкой пушат пух. Теперь берут веретено и прядут нитку. Затем из пряжи спицами вяжут палантины, шали. Чтобы они получились красивые, делают различные узоры. Посмотрите, какие разнообразные узоры на паутинке.
Рассматривание узоров на пуховых изделиях.
Воспитатель: Работа пуховницы очень сложная, но важная и нужная людям.
Говорят, «дело мастера боится» - как вы понимаете эту пословицу?
Только умелая мастерица может создать такие красивые платки, паутинки, палантины.
Вяжут ли у вас дома?
Какие изделия вяжут?
Какие изделия из пуха вы можете назвать?
Ответы детей.
Воспитатель: Свойства здешнего пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок, на полупрозрачном воздушном полотне хорошо смотрелись ажурные узоры делали его похожим на паутину прилетевшую из бабьего лета. С годами сложилась своя технология, приемы вязания, которые составили основу Оренбургского пуховязания. Мода рождает спрос, узоры совершенствовались, у платка появились дополнения, новые украшения в виде каймы, зубчиков. Так Оренбургский платок стал явлением художественного ремесла со своими традициями. А сейчас мы узнаем, как пух превращается в пряжу.
Воспитатель: По клочку нужно перебрать, распушить весь пух, а затем перечесать 2 раза на ческах и на гребнях. С виду легко, а на самом деле трудно, самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек. Надо и веретено крутить и за пухом следить. Дальше сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их - скручивая вместе на пряхе, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа. Что получается?
Дети: Пряжа.
Воспитатель: И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. На чем вяжут?
Дети: На спицах.
Дети: А как придумывают пуховницы узоры для своих паутинок?
Воспитатель: Пуховницы готовые узоры издавна из рук в руки передают, многим они знакомы. Это - глушинки, змейки, елочки, кошачьи лапки, павлиний хвост и другие. А новые узоры им природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется ее связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи: тут и елочки и веерочки и трилистники, и многое другое. Ну, а построение у всех паутинок одинаковое. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная. Кайма от середины отделана дорожкой.
Девочки пробуют практически выполнить операции по изготовлению пряжи. Знакомятся с инструментами, которыми пользуются пуховницы при изготовлении пухового платка : веретеном, ческами и т. д.
Сегодня мы с вами познакомились с историей появления Оренбургского пухового платка. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям. Девочки, хотели бы вы носить такие платки?
Ребята, что мы сегодня узнали о пуховом платке и его свойствах? (ответы детей)