Гелися Гайнетдинова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Мой родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Мой родной край»
Воспитатель: Гайнетдинова Гелися Харисовна.
Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края; познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Ульяновской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувство гордости, любви и ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Мой родной край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Словарь; заповедники, природные ресурсы.
Оборудование: технические средства обучения для прослушивания песни М. Бернесса «С чего начинается родина», песня «Край родной навек любимый», и просмотра иллюстрации редких видов животных и растений Ульяновской области; картинки животных, с цветами и деревьми; папка с заповедниками и природными ресурсами Ульяновской области.
Ход занятия.
(Звучит аудиозапись песня «Край родной навек любимый», дети заходят в группу.)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцам и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.)
-Ребята, я предлагаю вам сесть в круг и закрыть глаза и представить: ярко светит солнце, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый и свежий воздух, нам хорошо и приятно.
-Получилось у вас представить? Для чего нам нужна природа?
-давайте с вами послушаем песню одного композитора М. Бернесса «С чего начинается родина»
- о чем поется в этой песне? Как вы думаете что такое Родина?
-Правильно, ребята, Родина-это то место, где человек родился, где живет, создает семью. У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша Родина?
-Верно, мы живем с вами в России, Ульяновской области, поселок городского типа Мулловка
Послушайте отрывок из стихотворение о нашем крае:
Есть много поселков красивых, есть много поселков больших и малых.
Но для меня, моя Россия, берет начало не от них.
Ты маленький, провинциальный, а мне ты стал дороже всех.
И улицы твои, и переулки, и чудный, звонкий, детский смех.
Моя любимая Мулловка, мой любимый поселок.
Ласкает слух название твое.
Ложиться песнею, негромкой песнею
К тебе в любви признание мое…
-А теперь, ребята, я предлагаю отправиться вам в путешествие по нашей Ульяновской области.
Ребята, давайте закроем глаза… Слышите птички поют…
1 остановка: Деревья нашего края
Ребята подойдите к столу и посмотрите на картинки с деревьями. Что вы можете сказать о деревьях, как называются….
Дети: Тополь, осина, пихта, сосна, лиственница, берёза, ель.
Воспитатель: Назовите хвойные деревья, лиственные. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных.
Дети: У хвойных деревьев- хвоя, у лиственных- листья.
Воспитатель: Какие части дерева вы знаете?
Дети: Ствол, ветви, листья, корни.
Воспитатель: Для чего нужны дереву корни (корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются).
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения. Ствол - опустили вниз руки, листья- шевелим пальчиками, корни- топаем ногами, ветви - поднимаем руки вверх.
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза
Люблю берёзку русскую
Под моим окном
То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом,
В зелёном сарафанчике
Точно серебром
С платочками в карманчиках
И стоит берёза
С красивыми застёжками,
В сонной тишине
С зелёными серёжками.
И горят снежинки
Люблю её, нарядную,
В золотом огне.
Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)
- Почему берёзу называют «Доктор»?
Дети; потому что из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.
-А теперь идем дальше. Подойдите к столу и посмотрите на картинки с животными и птицами нашего края. Что вы можете рассказать о них?
Ответы детей….
Игра «Кто, где живет?» Например: Белка в дупле, волк в логове, лиса в норе, зайчик под кусточком и т. д.
Игра «Назови детенышей?» Например: Волк – волчонок, лиса – лисенок, заяц – зайчонок, белка – бельчонок.
Заяц мчится что есть мочи-
Спрятаться в лесу он хочет.
То бежит он, то кружиться,
Бедный он всего боится.
Где укрыться от то зла?
От лисицы, от куницы,
От совы и от орлицы.
- Про кого я читала в стихе.
Ответ детей… правильно птицы.
Рассказ о птицах.
Самая знаменитая птица Ульяновской области – это соловей, он очень красиво поет (аудиозапись пение соловья). Мы с вами знаем, что птицы есть перелетные и зимующие…. Почему их так называют?
Ответы детей
-Дети, какое значение для нас имеет лес? Лес нам дает теплый воздух, необходимый для всего живого на земле. Под деревьями зеленеет трава и вырастают грибы, и ягоды, а это корм для птиц и зверей. Нет в лесу ничего бесполезного и лишнего. Если высохнут болота, не прилетят журавли и цапли, ведь они питаются лягушками, если не будет деревьев, кустарников и трав, пострадают люди. Лес называют легкими нашей планеты. Он производит кислород, которым дышим мы и все живое. Мы делаем вывод: нужно охранять и беречь нашу природу.
- Как мы будем охранять природу?
Каждый куст берегите ребята, где росток ты увидишь простой, Может вырасти дуб в три охвата, Березняк, иль малинник густой, А уж сколько орехов и ягод! Так, пожалуй, считать не сочтешь. Свято помни, что лес наша радость.
Физкультминутка
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
-А теперь давайте рассмотрим некоторые заповедники и природные ресурсы нашей Ульяновской области. Заповедник - это охраняемая территория. А природные ресурсы - это богатства природы, которые человек использует в жизни и хозяйственной деятельности. Посмотрите, как богата наша Родина лесами, реками, озерами. Как красив наш край!
Воспитатель: Жаль, нам пора возвращаться в группу
Воспитатель: Закрываем глаза и произнесем волшебные слова: (звучит пение птиц)
Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем.
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глазки закроем, скажем: «Пока!»
В садик нам всем возвращаться пора.
Окрываем глаза. (Птицы перестают петь.)
Воспитатель подводит итог:
- Вот мы и вернулись друзья, Вам понравилось?
- Что нового и интересного вы узнали? С какими растениями мы с вами познакомились? Какие моменты вам больше понравились и почему?