Любовь Колесникова
НОД с детьми старшей группы «Люблю тебя, мой край родной!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать знания дошкольников о родном посёлке, крае.
Задачи:
образовательные: формировать представления о родном посёлке, его достопримечательностях, истории, культуре, традициях Воронежского края и Каменского района, уважение к людям труда, памятным местам родного края;
развивающие: развивать эмоционально – ценностные, художественно – творческие способности, речь, кругозор, познавательную мотивацию, самостоятельность, уверенность в себе;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Старшая группа
- Темочки
воспитательные: воспитывать любовь к истории и культуре родного края, родной стране, патриотические и гражданские чувства.
Словарная работа:
Понёва – поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке.
Наглядность: иллюстрации достопримечательных мест родного посёлка, района.
Оборудование: цветы для обыгрывания танца, куклы в русских народных костюмах, тряпичные куклы, матрёшки, Воронежский женский национальный костюм, материал для художественно – творческой деятельности.
Мотивация образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, у нас в детском саду сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. Я знаю, что вы умные, талантливые ребята. Что знаете – расскажите. Что умеете – покажите, а вместе мы сделаем доброе дело. Удачи всем нам! Итак, за работу!
Беседа о стране, родном крае.
Воспитатель: У каждого человека есть родная земля, то место, где он живёт. Есть мама, которая дала ему жизнь – это самый дорогой и близкий ему человек.
У всех людей есть ещё самое дорогое – это родная страна.
- Как называется наша страна? (ответы детей).
Родная страна- это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное, такое место ещё по – другому как называют? (Родина).
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
- Ребята, подумайте и скажите, как называется область в которой мы живём?
- А областной город? (обращаю внимание на иллюстрации).
Воронеж имеет богатую историю, традиции, культуру. И маленькой частицей нашей Родины, Воронежской области является наш родной посёлок.
Пословицы о родном крае.
Воспитатель:- А вы знаете пословицы о родном крае? (ответы детей).
Где родился – там и пригодился.
Родной край – сердцу рай.
Родной посёлок – ты с детства нам дорог.
Родная земля – ты как мать нам мила.
- Как вы их понимаете?
Путешествие по родному краю.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о посёлке, путешествовали, побывали в разных местах, каких только красивых вещей, поделок, картин мы там не увидели!
Но вот картины, которая бы отражала культуру нашего посёлка и района там нет. Работники районной библиотеки обратились к нам с просьбой: сделать такую картину.
- Вы возьмёте на себя такую ответственность?
Но чтобы нам ничего не забыть, давайте ещё раз совершим путешествие по родному краю, а увиденное отразим на картине и результатами своего труда заполним ватман. Итак, в путь!
1. Остановка «Историческая»
Воспитатель: - Ребята, что бы вы могли рассказать о посёлке незнакомым людям?
- Назовите населённые пункты Каменского района.
- Назовите города – соседи. (ответы детей).
Мы с вами одна большая дружная семья. Про нас говорят – земляки.
- А как ещё можно назвать жителей посёлка?
2. Остановка «Символическая»
Воспитатель: - Ребята, знаете ли вы символы России?
- А вы знаете, что и у нашего посёлка есть свой герб? (обращаю внимание).
- Посмотрите внимательно и скажите, что обозначает красный цвет? – труд.
- Жёлтый цвет? – урожай.
- Белый цвет? – символ чистоты, мудрости.
3. Остановка «Памятники»
Воспитатель: - Подумайте и скажите, какие памятники есть в нашем посёлке? (ответы детей).
- Да, ребята, в каждом населённом пункте нашего района есть памятники воинам – освободителям. И мы не должны забывать о них.
4. Остановка «Дома и постройки»
Воспитатель: - Я начну стихи читать, вам придётся продолжать.
Что это за чудный дом?
Сто детишек в доме том.
Дом детишкам очень рад,
Что – же это? (Детский сад)
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытья поездов,
Того мы приглашаем в зал,
Что называется (Вокзал)
В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят,
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а (Музей)
Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить в командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт,
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это зданье – (Почта)
Воспитатель: - А какие промышленные предприятия посёлка вы знаете? (ответы детей).
- Ребята, чтобы попасть на следующую остановку, нужно поиграть в «Ручеёк».
Физкультминутка «Ручеёк».
Воспитатель: - А знаете ли вы про целебный источник, который находится в нашем районе?
- Как он называется? (Серебряные ключи).
Вода в нём чистая, холодная и считается целебной.
5. Остановка «Забава»
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрёшка)
- А сейчас присядьте и посмотрите на наши матрёшки. Какие все они разные и по форме и по цвету.
А вот воронежская матрёшка имеет яйцевидную форму. Эти матрёшки – настоящее достояние культуры Воронежа.
6. Остановка «Фестивальная»
Воспитатель: - Ребята, стало доброй традицией ежегодно в нашем районе проводить фестиваль поэтического творчества.
- Кто знает, как он называется? («Воронцовая Русь»)
Этот фестиваль проводится во время цветения прекрасного цветка – воронца, который занесён в Красную книгу. Его нужно беречь от палов, не рвать, а только любоваться цветением.
- Знаете ли вы, кто был организатором этого фестиваля? (А. И. Хильченко)
На этот фестиваль съезжаются поэты из разных уголков нашей необъятной Родины.
- Каких местных поэтов вы знаете? (ответы детей).
Послушайте стихотворение об этом чудо – цветке.
Я к тебе доберусь в потаённую Русь,
Не на тройке и не с бубенцами.
Позови меня в путь, чтобы только взглянуть
На весеннюю степь с воронцами.
- А вы хотите станцевать с воронцами?
Танец с воронцами.
7. Остановка «Игрушечная»
Воспитатель: В нашем Воронежском крае много умельцев – создателей народных игрушек.
- Ребята, посмотрите и расскажите, что вы видите на этой выставке?
(ответы детей).
- Как вы думаете, из чего делали тряпичных кукол? А барынь, оленей, птиц?
(ответы детей).
- Какие краски использовали мастера?
Обратите внимание на русский народный хоровод кукол.
- Какая кукла в русском наряде вам по душе? (Воронежская)
- Что мы с вами сможем сделать для картины? (Хоровод кукол)
8. «Традиции Воронежского края»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой красивый костюм. Это – Воронежский женский национальный костюм. Женщины надевали рубахи, вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи. Сверху рубахи надевали панёву (юбку, прорисованную красными линиями, образующими клетки. Чёрный цвет символизирует чернозём, а клетки – земельные наделы. В этом костюме отражена культура нашего народа, его обычаи.
Приглашение в художественную мастерскую.
Воспитатель: - Ребята, вы хотите сделать жемчужинки родного края? Тогда добро пожаловать в художественную мастерскую. Но прежде, чем приступить к работе, разогреем пальчики.
Пальчиковая игра «В родном краю»
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – благодарю!
Самостоятельная деятельность детей в «художественной мастерской»
Ну, вот и готова наша картина. Вы справились с заданием, молодцы!
Чтение детьми стихотворений о родном крае.
Русские берёзы, синева небес,
В палисаде розы, в синей дымке лес.
Ветерок колышет ветви тополей,
И доносит запах вызревших полей.
Песни жаворонка, горлицы печаль,
Милая сторонка, Каменская даль.
Милый край Воронежский, Родина моя,
Полыхал в горнилах ты, ранен был в боях.
Ты цвети придонская, милая земля,
Вейся в поднебесье песней журавля!
Если Россия – могучее дерево,
Каменский край – одна из ветвей.
Той ветки улыбку, той ветки напевы,
Хотели б мы выразить песней своей.
«Песня о Каменке».