Заикина Наталья
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Что главнее?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в средней группе
Тема: «Что главнее?» (Знакомство со свойствами вещества: дерево, металл).
Цель: Систематизирование и уточнение представлений о свойствах веществ: дерево, металл.
Задачи: Продолжать развивать логическое мышление, формировать умения разрешать противоречия.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе „Что главнее?“» размещена в разделах
Активизировать словарь детей: гладкий - шероховатый; хрупкий – прочный; твёрдый – мягкий; тяжёлый – лёгкий.
Способствовать умению детей делать элементарные выводы, умозаключения.
Материалы и оборудование: две коробки, гвоздь, карандаш, свеча, спички, скрепки, деревянные палочки, деревянные бруски и металлические пластины (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
В: - Сегодня утром к нам в детский сад пришёл почтальон и оставил две коробки. Что в них? Догадайтесь сами! Сейчас я вам загадаю загадки.
- Серый Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом проведёт, там след кладёт. (Карандаш)
- Металлический Антошка, он на очень длинной ножке.
По головке постучать – что-нибудь смастеришь. (Гвоздь)
В: - как можно определить, в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь?
Д: - Посмотреть.
В: -А если не глядя?
Д: - Потрогать (определяют на ощупь).
В: - а по запаху можно различить гвоздь и карандаш?
Д: - (понюхав) Нет.
В: -а вот и они, наши гости – гвоздь и карандаш. Давние друзья, но и вечные спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных человеку предметов, а гвоздь говорит, что из металла гораздо больше. Кто прав?
А вы хотите узнать о свойствах этих материалов? (ответы детей)
Ребята, я хочу предложить вам путешествие в необычную сказку, которую вы еще никогда не слышали. Сказка эта про двух друзей, и она поможет нам узнать свойства металла и дерева.
Итак, отправляемся.
Сказка.
Жили-были два друга – гвоздик и карандаш. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход.
Идут они, а на пути у них встречается препятствие - речка.
Как вы думаете, смогут ли гвоздик и карандаш перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим - проведем эксперимент.
1. «Тонет- не тонет. Легкий – Тяжелый»
Ребята, опустите карандаш и гвоздик в воду.
Дети опускают в таз с водой.
Что произошло? Как вы думаете, почему металлический предмет сразу утонул? (размышления детей)
Что произошло с деревянным предметом? Почему он не утонул, плавает?
Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул.
Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный кирпичик положить металлический - металл не утонет).
Вот и перебрались друзья на другой берег.
2. «3вучит — не звучит»
Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, металла)
Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с металлическими ложками.
Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево — глухой.
3. «Всё ли притягивает магнит?»
У каждого на столе тарелочка, в которой лежат деревянные и металлические предметы. Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.
4. «Хрупкий – прочный»
В: -а теперь попробуем сломать гвоздь (пробуют, затем карандаш. Почему карандаш сломалась, а гвоздь нет?
Д: -Дерево хрупкое, металл прочный.
В: -Что будет, если поднести к огню (зажигают свечу) карандаш (подносят, а затем гвоздь.
Д: -карандаш загорелась, а гвоздь только нагрелся
5. «Теплый - холодный»
Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть.
Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)
Можно ли построить дом из металла? (ответы детей)
Почему? (размышления детей)
Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.
Возьмите в руки деревянную ложку. Аккуратно приложите его к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Процедура повторяется с металлической ложкой. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.
Значит, дома лучше строить из. (дерева)
Ребята, а наши друзья призадумались: не могут они решить - кто же из них самый главный.
А вы как думаете, кто важнее всех и почему? (размышления детей)
Скажите, можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя?
5. "Найди в группе"
Ребята, давайте посмотрим: есть ли деревянные и железные предметы в нашей группе?
Дети ходят по группе, находят нужные предметы и приносят к столу. Вместе с воспитателем рассматривают эти предметы и обговаривают, почему они сделаны именно из такого материала.
А какие предметы, сделанные из этих материалов есть у вас дома? Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к мысли о том, что все материалы: дерево и металл - важны и нужны человеку. Предметы, изготовленные из дерева и металла помогают человеку в повседневной жизни.
Сказка закончилась. Понравилась она вам?
Заключительная часть
- Я предлагаю подойти ко мне. Вам понравилось проводить исследования?
- У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.
Дерево: шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, не нагревается.
Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, нагревается.
- За то, что вы активно работали, я вам вручаю медали знатоков. И хочу, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла.