Ольга Павловна Жирякова
Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Волшебная лаборатория»
Елец, 2022 г.
Форма: нетрадиционная образовательная деятельность по экспериментированию.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
Образовательные :
-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.
Развивающие :
-уточнить и закрепить знания детей о воде,
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать навыки проведения лабораторных опытов : работать с микроскопом (знать его предназначение, закреплять умение работать с водой, другими пищевыми веществами (сода пищевая, красители пищевые, пищевая лимонная кислота, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;
-обогащать словарный запас.
развитие внимания, памяти, речи (активизация словаря за счёт новых понятий – лаборатория, опыт, эксперимент, микроскоп, вещество, бесцветная жидкость, прозрачная, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли; сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; воспитание бережного отношения к воде и аккуратности при работе.
Социализирующие: адаптация к условиям эксперимента; стрессовый контроль, саморегуляция в ходе работы; обучение общению (умение работать в группе, паре, умение договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение, доказывая свою правоту); релаксация.
Материалы и оборудование: халаты, звуки воды в записи, ноутбук, футляр из яркой бумаги, в котором находится бутылка с водой, стаканчики пластиковые; стаканчики с водой, соломинки, ложки, салфетки и тряпочки, подносы или поддоны (на каждого ребенка); воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд; сахарный песок, речной песок, краски, кисточка, пипетка, растительное масло, почва;, бутылка с водой, молоко, ватные диски, пищевая сода, пищевая лимонная кислота, средство для мытья посуды, большой стакан; небольшой тазик. Микроскоп.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке за разным агрегатным состоянием воды; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды, изготовление мозаики из цветного льда, «инея»).
Ожидаемый результат: развитие у детей умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить опыты, умение делать умозаключения и выводы; развитие умения общаться с партнёром и взрослым; развитие самостоятельности и воли, самоконтроля и саморегуляции в ходе экспериментирования.
Методы и приемы: Организационный момент, словесные - художественное слово, уточнения, вопросы, объяснение, рассказ, указание; игровые приемы, проблемная ситуация; практические – динамическая пауза
Ход ОД:
1. Вхождение в игровую ситуацию. Приветствие.
Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей). Какие вы умные ребятки, да, лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) Сегодня мы вместе с вами займёмся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности :
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- подходить к другим столам-лабораториям
- трогать оборудование, приборы и материалы
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Правильно! Чтобы узнать что-то новое, сделать какое- то открытие! Давайте с вами наденем халаты. Хорошо! Теперь мы готовы совершать свои научные открытия!
Презентация «Что такое лаборатория»
Сюрпризный момент.
Воспитатель: я принесла волшебный футляр, в котором находится какой-то предмет. Чтобы узнать, что же в футляре находится, надо сыграть в игру, которая называется «Да -нет». Правила игры такие: вы будете по очереди задавать мне вопросы, а я буду на них отвечать. Но вопросы должны быть такими, чтобы я могла ответить только да или нет. Попробуем? Например: то, что лежит в футляре – интересное? (да)
Дети задают вопросы:
- Это еда? (нет)
- У этого есть цвет? (нет)
- Это нужно для машин? (да)
- То, что лежит, оно нужно для всех? (да)
- Это мороженое? (нет)
- Это игрушка? (нет)
Воспитатель: чтобы вам немного помочь, я загадаю загадки. Слушайте внимательно!
Не умыться, не напиться
Листику не распуститься
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна ….вода.
Дети: это вода!
Воспитатель Ребята, вот вы и догадались, что же находится в футляре (достаю бутылку с водой). Ребята, а для чего нам нужна вода? ( Ответы детей: чтобы пить, чтобы готовить еду, чтобы не заболеть).
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, а какая вода? Кто может назвать свойства воды? ( Ответы детей: мокрая, жидкая). Вы совершенно правы! Но на этом свойства воды не заканчиваются. А об этом мы узнаем немного позже.
Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый из вас по очереди назовёт, где дома применяют воду (или сам ребенок, или родители). ( Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьём чай, варим обед и ужин, поливаем цветы, моем машинки и игрушки, стираем).
Воспитатель: Подведя небольшой итог, я прочту вам стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель находит снежинку, которая предлагает пройти в лабораторию и заняться исследованием воды.
Кладет снежинку на поднос и видит конверт – письмо от Королевы воды.
Королева Воды растеряла свои капельки, нужно помочь ей их собрать (если мы правильно и аккуратно проведем опыты, познакомимся со свойствами воды, узнаем, какая она, то у нас будут появляться капельки, которые мы сложим в чашу и получится океан знаний. После каждого опыта из конверта воспитатель достает капельку.
Воспитатель. Сейчас пройдем в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». (лаборатория №1 : на столе поддон со стаканами разного объёма и формы, ложка, соломинка) Дети: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить в стакан, перелить в другой. Воду можно помешать ложкой. Когда подуешь через соломинку – получатся пузырьки.
Воспитатель: какой у нас получается вывод? (При затруднении детей, помогаю с формулированием вывода)
Вывод: вода – это жидкость, принимает форму того сосуда, который заполняет, пузырьки - это воздух в воде.
Опыт№2 «Вода - растворитель» (лаборатория № 2, на столе находятся краски акварельные, салфетки, стаканы, кисть, пипетка, ложки, песок речной, масло растительное, сахар)
Воспитатель: ребята, ваша лаборатория № 2 провела свои опыты. Расскажите, пожалуйста, что вы делали! Дети: мы сначала взяли краски, они покрасили воду и сделали её цветной.
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде? Ответы детей.
Воспитатель: давайте попробуем сделать вывод.
Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт №3. «Вода прозрачная» (на столе поддон с игрушками из киндер—сюрприза, стаканы с водой и молоком, ложки).
Дети: мы сначала в стакан с водой положили игрушки, они потонули. Их видно. А в молоке их не видно, они потонули совсем.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в стакане с молоком игрушки не видны, а в стакане с водой – видны? Давайте сформулируем вывод.
Вывод. Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Взявшись за руки, дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне, я по вам соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки, расскажите мне, как вы путешествовали, что делали? (ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу, как это путешествие называется в природе? (ответы детей).
Мы совсем забыли о снежинке!
В подносе снежинки не оказывается, а только водичка.
«Можно ли пить талую воду».
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также её можно давать животным.
Опыт «Капля из грязной лужи» МИКРОСКОП
Цель: установить благоприятные и неблагоприятные условия для жизнедеятельности и существования простейших.
Наберите немного воды в грязной луже (лучше, чтобы лужа была на земле, а
не асфальте). Сделайте препарат «висячая капля» : берем специальное
стекло с углублением из набора. Положите его горизонтально. Теперь
возьмите покровное стеклышко, капните на него чуть-чуть жидкости
(например, капля грязной воды, осторожно переверните так, чтобы капля
находилась внизу и положите на углубление в предметном стекле.
рассмотрите препарат по нижним светом, используя среднее и большое
увеличение. Вы увидите микроскопические создания. Неподвижные – это
представители растений: круглые одиночные клетки – это водоросли
хлореллы. Подвижные – это крохотные животные, чаще это инфузория –
туфелька. Тело их покрыто ресничками, которые дружно крутятся вокруг
своей оси и передвигают инфузорию в жидкости. На теле расположено
углубление - клеточный рот. Реснички загоняют туда еду (бактерии, дрожжи
и водоросли) пища двигается по клетке, пока не переварится, ненужное
инфузория выбрасывает наружу. Инфузория одна из умных и сложных
простейших. Есть еще жгутиковые клетки. Они передвигаются при помощи
жгутиков. Они вертятся как винт у парохода, и продвигают микроорганизм.
Они питаются и светом и окружающими их простейшими животными.
Например. Один из жгутиковых – это вольвокс. Он выглядит как большой
шар, состоящий из множество клеток. Понаблюдайте и за его движением,
если его обнаружите.
Презентация «Микроб под микроскопом»
А сейчас нарисуем микроба, которого мы увидели в грязной капле воды под микроскопом.
А сейчас я вам покажу фокус с водой.
Фокус1: Вулкан из цветной пены
Что понадобится: высокие стаканы гуашь или пищевой краситель; сода пищевая; лимонная кислота; средство для мытья посуды; поднос или ёмкость, куда будет стекать пена.
Ингредиенты для химического опыта с ребёнком
1 Стаканы ставим на поднос с бортиками. В каждый стакан наливаем треть воды и разводим краски.
2 Всыпаем в каждый стакан по 2 чайные ложки соды, по 1 чайной ложке (примерно) моющего средства.
3 Поочередно в каждый стакан наливаем раствор лимонной кислоты (минимум 100 мл). Очень быстро лимонная кислота с содой вступит в реакцию, а моющее средство сделает пену плотнее. Реакция длится около минуты.
В конце опыта ребёнок может просто «порисовать» цветной пеной. Делать это нужно палочкой или кисточкой (не руками).
На заметку: после проведения этого опыта мы заодно начистили бокалы (вот вам и ещё один плюс от опыта, так как моющее средство с содой и лимонной кислотой сделали стекло кристальным.
Рефлексия и релаксация.
Воспитатель: вы все молодцы! А теперь давайте пройдём на ковёр и представим, что мы на красивой полянке, закроем глаза и послушаем звуки воды (запись водопада, журчание ручья, шум моря).
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы узнали? (Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу).
Опыт 1. Вода – растворитель.
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
Опыт 2. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и
принимает форму того сосуда,
в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте
они растекаются, в ямках собираются,
а в землю впитываются их не видно,
только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 3. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу? (ответы детей).
- А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду пуговицу видено, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опустим в ее пуговицу. Пуговицы не видено. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и
собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и
стали большой рекой. (Взявшись за руки, дети под музыку
выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой
реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут
вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой.
А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали
лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме
Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки
испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне,
я по вам соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки,
расскажите мне, как вы путешествовали, что делали?
(ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу,
как это путешествие называется в природе? (ответы детей).
- Круговорот воды в природе.
- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. - Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Понюхать стакан с водой. (Ответы детей)
Затем предложить положить в воду чеснок и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Затем предложить положить кусочек лимона и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Опыт 5. Салют в тарелке.
- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски (зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой.
- Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться!
- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком.
- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
3 часть. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории?
- Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили?
- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу,
вы сегодня были настоящими лаборантами.