Валентина Гноевая
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Невидимка вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
(Наблюдение за ветром)
Целевая прогулка «Невидимка вокруг нас». (Наблюдение за ветром)
Задачи:
Уточнить и расширить знания детей о природном явлении «ветер», влияние на жизнь живых организмов и человека (перенос пыльцы, ветряные мельницы).
Учить детей давать характеристику ветру – теплый, холодный, сильный-слабый.
Показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами – ленточки, вертушки, султанчики, деревья (ветер дует сильный – ленточки, вертушки и султанчики двигаются быстро, деревья качаются, шумят; ветер слабый – предметы не двигаются, деревья не шумят, не качаются).
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе „Невидимка вокруг нас“» размещена в разделах
Развивать диалогическую речь, учить детей отвечать на вопросы.
Обогащать словарь детей через художественное слово, умение отгадывать загадки.
Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
Учить детей согласованно двигаться по сигналу воспитателя, развивать двигательную активность.
Учить выполнять несложное трудовое поручение: сбор веточек на участке.
Методические приемы: наблюдения, сравнения, использование художественного слова; сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: вертушки, султанчики или ленточки, пакетики.
I. Познание (исследовательская и познавательно-речевая деятельность)
Наблюдение.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как у нас красиво на площадке! К нам сегодня в гости прилетел невидимка-озорник. Чтобы узнать кто это отгадайте загадку:
Невидимка озорной :
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер)
Воспитатель: Правильно-это ветер. А что мы знаем с вами о ветре, какой он бывает?
Дети: Сильный, слабый, тихий, холодный, теплый….
Воспитатель: Ветры бывают разные.
Если ветер слабенький, то мы его как называем? (Ветерок).
Если ветер средней силы, то мы его называем просто… (ветер).
И если сильный, сильный ветер, то, как мы про него тогда скажем?
Не ветер, а… (ветрище).
Поднимите головы и посмотрите на флюгер на нашем участке. Видите, как ветер играет с флюгером, с ленточками? Они разлетаются в разные стороны, а вертушки крутятся.
Опыт «Сила ветра».
Воспитатель: Возьмите в руки вертушки, султанчики или ленточки и определите, какой силы сегодня ветер.
Дети наблюдают за вертушками и ленточками. Определяют силу ветра.
Воспитатель. Как крутятся вертушки, двигаются ленточки? Значит какой сегодня ветер?
Благодаря вертушкам мы выяснили, что ветер сегодня сильный. А еще силу ветра можно определить по деревьям: если качаются только листочки и тоненькие веточки – ветер слабый, а если ветви наклоняются сильно, порывы ветра мешают идти, то ветер сильный.
Посмотрите деревья. Как качаются деревья? Только листики и маленькие веточки или большие ветки тоже качаются?
Опыт. «Ловушка для невидимки-эксперимент с воздухом.»
Воспитатель: А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета. Сначала широко раскроем пакет. Ветер, ничего не подозревая, заберется внутрь. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.
Динамическая пауза.
Непоседа-ветер
Знает всё на свете (машем руками над головой).
Знает, как поё т лягушка: «Ква-ква-ква» (предложите малышу сесть на корточки и изобразить лягушку, попрыгать как она)
Знает, как шумит ракушка: «Шу-шу-шу (ладони складываем «лодочкой» и прикладываем то к левому уху, то к правому)
Знает, как кричит ворона: «Кар-кар-кар». (ребенок поднимает руки вверх и машет ими как крыльями)
Знает, как мычит корова: «Му-му-му» (ребенок показывает рога коровы и мычит муууу)
Воспитатель. Ребята, а как ветер помогает нам?
Ветер бывает помощником для людей, он освежает в жару, дует на парусник, и тот плывёт по ветру, разносит семена растений.
Ребята, но ветер бывает такой страшной силы, что может доставить людям много неприятностей. Сломать зонт, вырвать с корнем дерево, снести крышу у дома (ураган, тайфун, буря, распространить огонь по большой территории, или перевернуть и утопить корабль (шторм, цунами).
Воспитатель: Ветер бывает еще холодный и теплый. А как мы узнаем? Надо повернуть лицо к ветру. Чувствуете дуновение на лице? Какое оно, теплое или холодное?
Ответы детей.
II. Чтение художественной литературы.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете стихотворения о ветре?
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
Ветерок сидел на ветке
и смотрел, играют детки -
корабли пускают дружно.
Эх, помочь наверно нужно.
Среди лужи замер флот,
ни назад и ни вперёд.
Чуть подул. И вот удача,
малыши у лужи скачут
и кричат " Плывут! Ура!"
Очень славная игра.
III. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).
Подвижная игра. «Салки» -с ленточками.
Дети стоят в кругу. Каждый ребенок получает ленточку, привязывает ее на пояс. В центр круга встает "ведущий". У него ленточки нет. На слова воспитателя: "Лови!" дети разбегаются по всей площадке, а "ведущий" догоняет детей и старается снять ленточки у детей. Ребенок, который остается без ленточки, ненадолго выходит из игры. На слова воспитателя: "Раз, два, три, в круг вставайте!" дети становятся в круг, а "ведущий" подсчитывает количество снятых ленточек и возвращает их детям. Игра повторяется с новым "ведущем" В конце игры воспитатель отмечает самого ловкого.
Воспитатель: Ребята, за чем мы сегодня наблюдали? Что за невидимка к нам прилетел (за ветром) Что мы сегодня узнали о ветре? Какой он бывает? С помощью чего мы наблюдали за ветром? А как он помогает людям? Молодцы, ребята!
IV. Трудовая деятельность : уборка веточек.
Воспитатель: Пока мы играли с ветерком, он надул нам много веточек на участок. Давайте с вами наведем порядок на участке, соберем веточки.
Дети собирают веточки на участке в ведерки.
Самостоятельная деятельность на участке. Сюрприз от ветерка.
Воспитатель: Ребята, а ветер не хочет улетать от нас. Он хочет поиграть с вами. А вы хотите? Ветер приготовил для вас сюрприз. Отгадайте что это:
Дети просто обожают дуть на них,
Ловить, хватать…
Если знаешь, помоги!
Как называют пузыри?
(Мыльные пузыри)
Воспитатель: Вот молодцы отгадали! Сейчас можете самостоятельно поиграть с ветерком и мыльными пузырями.