Венера Кокова
Конспект образовательной деятельности в рамках музыкально-образовательного проекта «По тропинкам прошлого»
▼ Скачать
Конспект образовательной деятельности
в рамках музыкально – образовательного проекта
«ПО ТРОПИНКАМ ПРОШЛОГО»
I. Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Художественно – эстетическое развитие согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей : игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие народной музыки, фольклор, двигательная.
II. Методы и приемы:
Публикация «Конспект образовательной деятельности в рамках музыкально-образовательного проекта „По тропинкам прошлого“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Темочки
Наглядный (показ предметов старинного быта)
Словесный (беседа, рассказ)
Практический (упражнения, восприятие музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игра)
Интеграция образовательных областей :
Социально – коммуникативное развитие: дети узнают традиции и обряды русской и кабардинской культуры
Познавательное развитие: ознакомление детей с культурой русского и кабардинского народа.
Речевое развитие: Расширение активного словаря (чугунок, лапти, самовар, русская изба; русские старинные имена: Ярослав, Илья, Ефим, Серафим, Егор; уголек, зернышко, монетки, колыбель деревянная, расписная, оберег, адыгская тесьма.
Физическое развитие: развитие двигательной активности в танцах и играх.
Цель: Художественно – эстетическое развитие дошкольников в процессе приобщения к этнокультурным традициям.
Задачи:
• Способствовать формированию понимания детьми целостности русской и кабардинской культуры ;
• Воспитывать толерантность, уважение к другой культуре;
• Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей.
• Развивать у детей представление о характере музыки и эстетическое восприятие
• воспитывать любовь к Родине, родному краю посредством изучения народных обычаев, народно-прикладного искусства, и художественной литературы;
Планируемые результаты
1. Расширение представлений детей о национальных обычаях, традициях, праздниках и творчестве народов родного края.
2. Углубление жизненного опыта.
3. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Организация среды для проведения занятия
Чугунок, самовар, деревянная посуда, лапти, кукла, уголек, зернышки, монетки, ванночки, колыбелька, оберег, белый флаг.
Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты)
Знакомство с утварью, бытом русского и кабардинского народа, заучивание колыбельной песни, танцев, знакомство с русскими старинными именами и с предметами используемые при купании ребенка.
Вводная часть.
Дети входят в зал друг за другом под песню «Тропинка-торопинка» выполняют движения
Тропинка-тропинка
Скажи куда ведешь
-Веду туда, где зреет,
покачиваясь рожь
Веду туда, где речка
По камешкам бежит
А над водою бойко
Проносится стрижи.
Тропинка – тропинка
Скажи куда ведешь
Веду на луг душистый,
Что на ковер похож,
И к домику с антенной,
В котором ты живешь.
Муз. руководитель: Я рада что ваша музыкальная тропинка привела вас ко мне в музыкальный зал. Посмотрите сколько сегодня у нас гостей в музыкальном зале. С ними обязательно надо поздороваться. Но так как у нас музыкальное занятие, значит здороваться будем песней.
[Песня приветствие «Здравствуй, здравствуй мы вас ждем»[/b]
Здравствуйте, мы вас ждем
-Промочило нас дождем
-Ожидали мы гостей
-Мы промокли до костей.
-_Где ваш зонтик?
-Потеряли.
--Где галоши?
-Кот унес
-Где перчатки?
-Скушал пес.
-Это гости не беда, заходите в ворота
Поднимайтесь на порог
К нам на праздничный пирог.
Мотивация деятельности детей
Муз. рук: Ребята оглянитесь и посмотрите, как убран наш зал. Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься?
Ответ детей.
Целепологание
Муз. рук: Правильно. Сегодня мы с вами пойдем по дорогам прошлого. Мы побываем в гостях русской избы и адыгского дома. А теперь послушайте музыку и догадайтесь к какому дому мы сначала пойдем.
Основная часть.
Звучит русская народная музыка «Барыня»
Муз. рук: музыка какого народа звучит? (ответ детей
Муз. рук: Как называется произведение (ответ детей) Прозвучала русская народная песня «Барыня» С помощью карточек выберете те карточки которые соответствуют характеру этой песни.
Дети выбирают карточки и озвучивают выбранный характер музыки
Муз. рук: Ну, что же, в путь! Подойдем поближе.
Дети подходят к русской избе.
Муз. рук. : Вот мы и пришли. - Хозяюшка!
Выходит хозяюшка избы (воспитатель)
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Детушки милые. Проходите, присаживайтесь, чем богаты, тем и рады.
Муз. рук: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей: Дети, это что?
Дети: Лапти
Воспитатель: А для чего нужны лапти?
Дети: Их одевали на ноги.
Муз. рук: А мы знаем песню про лапти. Давайте споем песню.
Поют песню «Во деревне то было в Ольховке»
Во деревне то было в Ольховке о-о-о
Во деревне то было в Ольховке – о-о-о
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои
Эх, лапти мои, лапти липовые!
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплете
Эх, ну!
Там жил был парень Андреяшка, да ну
-Вот
Там жил был парень Андреяшка, да ну,
-Вот
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои
Эх, лапти мои, лапти липовые!
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплете
Эх, ну!
Во деревне жила и Парашка,
-я
Во деревне жила и Парашка,
-я
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои
Эх, лапти мои, лапти липовые!
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплете
Эх, ну!
Он носил ей дороги подарки
-Во
Он носил ей дороги подарцы
-Во
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои
Эх, лапти мои, лапти липовые!
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплете
Эх, ну!
Не велел ему тятька жениться
-Во
Не велел ему тятька жениться
-Во
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои
Эх, лапти мои, лапти липовые!
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплете
Эх, ну!
Эх заплакал тут наш Андреяшка
А за ним заревела Парашка
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои
Эх, лапти мои, лапти липовые!
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплете
Эх, ну! Тьфу!
Воспитатель: Здесь еще много интересных вещей ребята: самовар, деревянная посуда, чугунок. А для чего нужен чугунок?
Дети: В нем варили кушать.
Воспитатель: Правильно. В нем варили еду. И вечером когда вся семья собиралась за столом, вот этими деревянными ложками ели все из такого чугунка. Кушали тихо, спокойно без баловства. А кто из детей баловался того просили выйти и оставляли без ужина. А чересчур шумный ребёнок иногда получал и ложкой по лбу. Вот такие строгости были.
Муз. рук. : Ну мы конечно по лбу бить не будем, я предлагаю с ложками станцевать.
Танец с ложками.
Раздается плач ребенка.
Муз. рук: Да кто же это плачет?
Воспитатель: (выносит куклу) Детушки, посмотрите, вот кто у нас плачет – наш малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Помогите мне его успокоить.
Муз. рук: мы постараемся успокоить его танцем.
Танец девочек.
Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Пожалуйста придумайте нашему ребеночку имя, но только имя пусть будет старинное. Какие вы знаете русские старинные имена?
Дети: Ярослав, Илья, Ефим, Серафим, Егор.
Дети выбирают имя – ребеночка называют Егорушкой.
Воспитатель: Это имя обозначает хозяин земли. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель: А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети: Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель: Да правильно, раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек.
А что говорили, когда клали уголек?
Дети: Привыкай к домашнему теплу.
Воспитатель кладет зернышки.
Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышко?
Дети: Будь всегда сыт.
Воспитатель кладет монету.
Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель берет двух детей, они купают куклу.
Тили – тили – тили – тили -
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки –
Полное ведерко.
Мыли – мыли – мыли – мыли
Бело - набело отмыли
Лишь головка одна
Все черным - черна!
Воспитатель: Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: А что же такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. (достает колыбельку) Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки деревянная, расписная (показывает детям). Ребята а в колыбельке что –то лежит. Что это?
Показывает детям кусочек хлеб и соли, дает попробовать.
Что же это?
Дети: Хлеб и соль.
Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом солью всегда встречали дорогих долгожданных гостей. Большое значение для русских имело хлеб да В колыбельку клали хлеб да соль и приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!
Дети кладут куклу в колыбельку.
Воспитатель: Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети: Пели колыбельную.
Муз. рук: Наши ребята знают колыбельную. И мы споем ее для Егорушки.
Дети поют совместно с воспитателем.
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки.
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Баю-баю-баюшки
Баю-баю-баюшки
Прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки
Ой, люли-люлюшеньки,
Прилетели гулюшки
Стали гули гулевать,
Стали глазки засыпать
Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. Спасибо детушки.
Муз. рук. : Ребята, давайте мы с вами подарим подарок для Егорушки,- и не простой подарок, а настоящий оберег.
Воспитатель: А вы знаете, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель: Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово оберег – оберегает, значит.
Воспитатель: Из чего же вы его лепили?
Дети: Из соленого теста
Воспитатель: и чем же вы его расписали.
Дети: расписывали мы по старинным обычаям. Угольками, перышками.
Муз. рук. : А теперь мы дарим Егорушке наш подарок, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети: - Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает да добра наживает.
Муз. рук. : Ребята, пусть все ваши пожелания сбудутся.
Воспитатель: Спасибо вам детушки спасибо мои милые.
Прощаются
Муз. рук. : А сейчас мы с вами продолжим наш путь и послушайте следующую мелодию, расскажите, к какому народу она принадлежит, и охарактеризуйте карточками.
Звучит «Старинная кабардинская кафа».
Дети берут карточки подходящие к мелодии.
Подходят к кабардинскому дому.
Муз. рук. : Ребята, посмотрите все сюда. Здесь на ограде висит белый флаг. Это означает, что в этой семье родился долгожданный мальчик. Люди, видя это знамя, заходят во двор с пожеланиями долголетия, здоровья, счастья, мира, добра и чтоб этот мальчик рос умным и прославлял свой род.
Бабушка встречает детей.
Бабушка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Добрый день. (приветствия на каб. яз.)
Бабушка: Дорогие ребята, добро пожаловать на наш праздник. Этот праздник устраивали в честь рождения сына. Такой праздник не обходится без танцев. Я вас приглашаю на наш танец.
Танец «Адыгэ джэгу».
Муз. рук: Мы пришли не с пустыми руками. Мы хотим подарить вам адыгскую тесьму которую мы сами сплели новорожденному и пожелаем ему что-нибудь.
Ребенок: Какая радость – сын родился!
А значит, род твой продлился!
Мы поздравляем, счастья вам!
На радость от рождения всем нам.
Прощаются с хозяйкой.
Заключительная часть.
Активизация детей на участие в подведение итогов музыкального занятия.
Муз. рук: Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, а поможет нам вспомнить «Умная папаха» у кого она в руках, тот и будет отвечать.
Игра «Умная папаха»
(звучит музыка, папаху передают по кругу, как музыка останавливается, у кого папаха в руке тот и отвечает)
Муз. рук: Вот так живут и русские и кабардинцы. И к какому бы народу в гости мы не пришли, и кто бы к нам не приехал, везде все должны встречать гостей приветливо, гостеприимно. И напоследок я предлагаю вам станцевать танец дружбы.
«Танец дружбы».
В конце танца выходят трое ребят с караваем и лакумами
1 ребенок:
Каравай мы вам подносим
Поклонясь, отведать просим.
2 ребенок:
Вы почаще приходите
И на нас вы посмотрите
Мы всегда вам рады будем
Ведь гостей мы очень любим.
3 ребенок:
И какой бы ни был крови,
Если ты с добром пришел
Встретим мы тебя с любовью
Пригласим к себе за стол.