Светлана Прокофьева
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»
▼ Скачать
Цель: развивать фонематическое восприятие, формировать интонационную выразительность речи.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные :
Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах и фразах.
Упражнять в придумывании слов, предложений.
Совершенствовать умение проговаривать скороговорку в различном темпе (быстро, медленно, с разной силой голоса (тихо, громко).
Закрепить произносительные навыки и умения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Путешествие в страну Правильной речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение определять место звука в слове.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать речь, внимание, память, мышление.
Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук и воображение.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать.
Воспитывать любовь к родному языку.
Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Ход ОД
1. Организационный момент
Воспитатель. – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними. (Установление эмоционального контакта).
2. Игра «Назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени». (Машенька – М)
Воспитатель. – А сейчас каждый из вас представится гостям и назовет свое имя ласково, первый звук своего имени и охарактеризует его ([М’] – согласный, мягкий).
Дети, для чего нужно правильно говорить? (Чтобы общаться с другими людьми, - Чтобы общаться друг с другом, - Чтобы понимать друг друга.)
Да, дети, красивую речь приятно слушать.
3. Сюрпризный момент.
Воспитатель. – Дети, сегодня в нашей группе я обнаружила письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Давайте скорее его прочтем!
Письмо. – Дорогие дети подготовительной группы! Пишем вам Дед Грамотей. Я знаю, что вы любознательные ребята. Я приглашаю вас в страну Правильной речи.
Воспитатель. – Ребята, вы хотите побывать в стране Правильной речи? Вы принимаете приглашение Деда Грамотея? Чтобы попасть в эту страну, нужно подготовить наши язычки.
4. Артикуляционная гимнастика.
Раз – окошечко открыли;
Два – мы дудочку купили;
Три – в улыбке наши губки;
На четыре – чистим зубки;
Пять – мы моем потолок;
Шесть – лошадка скок да скок;
Семь – варенье очень любим!
Восемь – горку делать будем;
Девять – дружно мы болтаем;
Десять – ротик закрываем.
Скажем вместе: «Чики-чики-чики-чок,
Стал послушным язычок!»
Воспитатель. – Вот и наши язычки теперь готовы к работе. А сейчас давайте отправимся в страну Правильной речи. Произнесите волшебные слова: «Покружились, покружились, в стране Правильной речи очутились».
Ой, ребята, смотрите, я вижу какой-то сундучок! На нем написано «От Деда Грамотея». А с сундучком еще одно письмо. Вам интересно, что там написано? Давайте скорее прочтем.
Письмо. – Ребята. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но открыть вы сможете, отыскав три звездочки и прикрепив каждую звезду к сундучку. Мои волшебные помощники спрятали звездочки, но найти их не сложно. Нужно лишь отгадать, где они лежат. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать звезды. Желаю успеха! Правда, есть еще один секрет, но об этом позже.
Загадка 1. Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. Что это? (Книга)
Воспитатель. – Значит первую звездочку мы будем искать там, где у нас находятся книги, в книжном уголке (дети находят первую звезду).
А звездочка непростая! На ней написано задание. Вот о каком секрете говорилось в письме.
Задание: «Образуй новые слова»
- вода, плавать – водоплавающий;
- тепло, любить – теплолюбивый;
- пар, ходить – пароход;
- глаза, черный – черноглазый;
- длинный, ноги – длинноногий;
- белый, снег – белоснежный;
- короткий, шерсть – короткошерстный;
- длинный, ухо – длинноухий.
Воспитатель. – Молодцы! Справились с заданием. Давайте прикрепим звездочку к сундучку.
Загадка 2. Пишет он, когда диктую. Он и чертит, и рисует. А сегодня вечерком, он раскрасит нам альбом. (Карандаш)
Воспитатель. – Следующую звездочку нужно искать в уголке рисования. И снова нам нужно выполнить задание.
Задание: «Назови слово»
- Место, где продают лекарства (аптека);
- Она бывает манная, рисовая, гречневая (каша);
- Ломтик хлеба с колбасой и маслом (бутерброд);
- Лиственное дерево с белой корой (береза);
- Человек, который охраняет, сторожит (сторож, охранник);
- Суп со свёклой и другими овощами (борщ).
Воспитатель. – Молодцы! У нас уже две звездочки. Прикрепим вторую звездочку к сундучку.
5. Физкультминутка
В понедельник я купался (плавание,
А во вторник рисовал (рисование,
В среду долго умывался (умывание,
А в четверг в футбол играл (бег на месте,
В пятницу я прыгал, бегал (пружиним на месте,
Очень долго танцевал (хлопки в ладоши,
А в субботу-воскресенье (садятся на корточки,
Целый день я отдыхал (руки под щеку, засыпают).
Воспитатель. – Ну а чтобы найти следующую звездочку, нужно отгадать третью загадку.
Загадка 3. Что за чудо кирпичи я в подарок получил! Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. Что это, ребята? (Кубики)
Задание: «Скороговорки»
- Сидели свистели семь свиристелей (громко и тихо)
- Три сороки тараторки тараторили на горке (быстро и медленно)
Воспитатель. – Давайте-ка прикрепим последнюю звезду к сундучку и попробуем его открыть. Что же прислал нам Дед Грамотей? Это кубики! Ребята, возьмите кубики в руки и рассмотрите их.
- Что же необычного в этих кубиках?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Что изображено на них?
Это кубики не простые, это кубики истории. Вы любите придумывать истории, сказки? И сейчас с помощью этих кубиков мы будем придумывать сказку. А для этого нам понадобится фантазия. Что такое фантазия? (Наши мечты, то, о чем мечтаем, что выдумываем, чего нет на самом деле) Но прежде чем начать играть с кубиками, нам нужно вспомнить правила игры. У каждой истории есть начало, середина и конец. Давайте вспомним, какими словами обычно начинаются сказки? (Давным-давно, жили-были и т. д.) А какими словами заканчиваются сказки? (Вот и сказочке конец, я там был, стали жить-поживать и т. д.)
Белые кубики – это начало истории, цветные – середина, а восклицательный знак – конец истории, сказки. На каждой стороне кубика изображена картина, которая поможет нам составить предложения. Выставлять кубики будем по схеме, которая показана на доске:
Белый Красный Оранж. Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый!
А чтобы было удобнее, давайте возьмем коврики и сядем на пол. Начинаем играть. Произносим слова: «Трясу, бросаю и играю!» (высыпаю кубики на пол, дети ставят их по схеме)
(Первую историю рассказываю сама). А вы хотите придумать сказку? Давайте сложим кубики в коробку и продолжим игру (сочиняют историю дети).
Вам понравилось сочинять истории? Кому бы вы хотели рассказать свою историю? Вы бы хотели дальше фантазировать, сочинять сказки и истории?
Дед Грамотей дарит вам эти кубики.
6. Точечный массаж
Мы капусту рубим, рубим.
(совершаем рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём.
(трем спинку суставами пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечно касаемся пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(тискаем мышцы пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(нежно гладим спинку ладонями)
Воспитатель. – Сейчас я предлагаю вам подойти к доске и послушать одну странную историю :
П. Синявский – «Штранная иштория» (слайд) :
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
— Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
— Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявете!
И красавица оса
Улетела в небеса.
— Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
— Это ж надо было так
Опроштоволоситься.
Как бы вновь не оказаться
В положении таком —
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком.
Воспитатель. – Ребята, вам понравилось это стихотворение? (Оно интересное, смешное). А что в нем смешного? (жук неправильно произносит звуки). Давайте исправим звуки в словах, которые неправильно произносил жук («пожвольте пожнакомиться», «увазаемый прохозый», «штранная», «иноштранка», «сепелявете», «опроштоволоситься», «шрочно жаниматься», «иноштранным яжыком»).
Нам было смешно, когда жук говорил неправильно. Если говорить слова неправильно, тебя могут не понять другие, над тобой могут смеяться. Поэтому нужно следить за правильным звукопроизношением.
7. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»
Воспитатель. – А чтобы четко говорить, нужно с пальцами дружить. Возьмите шарики в руки.
По руке круги катаю,
Из-под рук не выпускаю,
Взад, вперед его качу
Вправо, влево, как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец!
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч катаю,
Мячик мой не отдыхает,
Между пальцами гуляет.
Вот я фокусник какой!
8. Д / И «Определи место звука в словах»
Задание: определить место звука [Р] в словах (в начале, в середине, в конце).
Воспитатель. – Вот и подошло время вернуться нам в детский сад. Давайте произнесем слова: «Покружились, покружились, в детский сад мы возвратились».
Итог ОД
- В какой стране мы побывали?
- Что мы делали?
- Что для вас было трудным?
- Что вам особенно запомнилось?
А главное, запомните, что нужно всегда следить за своим звукопроизношением и речью:
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Занятие окончено. Спасибо!