Елена Лукомская
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: практическое овладение нормами речи.
Задачи:
Образовательные :
• Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
• Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.
Развивающие:
• Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.
Воспитательные:
• воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте „Путешествие в страну звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Сейчас я вас познакомлю с правилом речи. Послушайте внимательно:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
- А теперь давайте повторим правило речи вместе.
- Ребята, сегодня я вам хочу предложить отправиться в путешествие в необычную страну, страну звуков. В стране звуков мы встретим много интересного. А как вы думаете, где находится эта страна звуков? (предположения детей) А, знаете, ведь страна звуков находится вокруг нас. Как вы думаете, почему? Правильно, ведь звуки окружают нас повсюду. Чтобы попасть в страну звуков нам нужно просто закрыть глаза и., а давайте мы так и сделаем. (включаю аудиозапись со звуками природы : журчание ручья, пение птиц, вой ветра и т. д.) Ну вот мы и очутились в стране звуков. Что же вы услышали?
Что же такое звук?
Дети: Это, то что мы слышим.
- А могут ли люди издавать звуки и как они это делают?
Дети: Да когда мы говорим, то произносим звуки.
- Звуки делятся на две группы, какие?
Дети: Гласные и согласные звуки.
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Когда мы, произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, а согласные встречают на своем пути преграду.
Работа за столами:
- Я предлагаю поиграть в игру "Определи какой это звук?", но для этого давайте вспомним каким цветом мы договорились отмечать звуки. Гласные звуки. (красный цвет, а согласные. -(синий).
- У меня есть волшебная шкатулка, в которой лежат картинки. Эти картинки могут издавать звуки. Вы должны этот звук узнать и определить к какой группе он относится, к гласным или согласным, подняв соответствующую карточку.
( картинки: комар - з; волк - у; кран с водой - с; пчела - ж; девочка плачет - а; жеребенок - и).
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!
Подвижная игра «Найди пару»
Посмотрите, сколько листочков у вас на столах. Возьмите по одному листочку. А листики необычные, с картинками на обратной стороне. Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и на картинке соседа. Назовите каждый свой предмет, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
- Ева, что у тебя нарисовано на картинке, с какого звука начинается это слово? Катя, что у тебя нарисовано на картинке, с какого звука начинается это слово?
- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками, ища свою пару; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо и др.)
-Ева и Катя, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание).
Вика и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)
- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?
(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!
А теперь разделимся на три команды и будем играть в командах. Каждый стол это команда. У каждой команды будет набор картинок. Первойй команде необходимо отобрать картинки со звуком " О", второй команде со звуком "С", третьей команде со звуком «А» и сказать, где этот звук находится в начале, середине или конце слова.
Работа в командах.
- Ребята, покажите картинки, у кого звук находится в начале слова. Почему, вы так решили?
- Покажите картинки, у кого звук находится в середине слова? Почему, вы так решили?
- Покажите картинки, у кого звук находится в конце слова. Почему, вы так решили?
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!.
- А сейчас давайте, немного отдохнем.
Физкультминутка: «Дождик».
- Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся в осеннем лесу (дети стоят на ковре)
- Ой, смотрите, закапал дождь.
Капля раз, капля два
(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва
(тоже самое)
А потом, потом, потом
(руки сгибаются в локтях)
Всё бегом, бегом, бегом
(бес с ускорением на месте)
Мы зонты свои раскроем
(остановиться, руки в разные стороны)
От дождя себя укроем.
(изображается над головой вид «зонтика»)
Ребята, мы все можем услышать звук, а можно ли его увидеть?
Правильно, звуки обозначаются на письме буквой. Многие дети у нас уже знают буквы и умеют читать, но некоторые ребята еще не знают букв. А как вы думаете можно ли написать слово без букв?
Я вам предлагаю этому научится. У нас с вами есть карточки разного цвета красные и синие. Красные обозначают гласный звук, синие согласный.
Отгадайте загадку:
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(Лук)
Сейчас мы попробуем это слово написать. Сначала с помощью букв.
- Ева будет работать возле доски, а вы ребята за столами. У вас на столах лежат карточки с буквами.
- Ева, сколько звуков в этом слове? (три)
- Какой первый? Второй? Третий? (Л, У, К)
- Ребята, правильно?
- Какой звук гласный? На каком месте он стоит? (гласный «У», в середине)
- А теперь с помощью цветных карточек запиши это слово.
- Ребята, у вас на столах лежат таблицы для звука, возьмите их, и с помощью цветных картинок запишите это слово.
Дети работают самостоятельно за столами.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!
- На столе разложены карточки со словами, когда я готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги. Работать вы будете в парах (возле мольберта, 2ребенка с одной стороны; 2 ребенка с другой стороны)
ГРУ. ША МА. ЛЫШ
МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. КА
- Ребята, давайте прочитаем какие слова получились.
- А теперь ребята, составьте с этими словами предложения.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Рефлексия.
- Ребята в моей волшебной шкатулке лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня в путешествии было легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.