оксана тулупова
Конспект образовательной деятельности «Мы — исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы исследователи»
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе экспериментально – исследовательской деятельности.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества: доброта, бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя
Развивающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Мы — исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивать: интерес к экспериментально – исследовательской деятельности, способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать познавательный интерес.
Образовательные :
Формировать природоохранительные умения и знания.
Закрепить и уточнить знания детей на основании элементарных опытов о свойствах воздуха и способах его обнаружения.
На основании опыта дать понятие о том, что человек не может обойтись без воздуха. Продолжать знакомить с органами дыхания. Дать понятие о составе окружающего воздуха на примере диаграммы. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека; что растения дают живым существам кислород для дыхания.
Расширять и активизировать словарный запас:
Газ, азот, кислород, углекислый газ, молекула.
Приемы руководства деятельности детей в НОД :
1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей : работа в лаборатории, исследование свойств воздуха.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : проведение опытов, комментирование, умозаключения.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, предложение деятельности для сохранения экологии родного края во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД: вывеска «Лаборатория», визитка «Ученый - исследователь», оборудование для проведения опытов (камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, бумага, спички, блюдце, воздушные шары, аптечные весы); диаграмма «Состав воздуха», разрезная картина, скотч, таз с водой, бумажные цветы.
Предварительная работа:
Проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха; проведение НОД «Воздух и его свойства»; предварительная словарная работа: лаборатория, научные работники, опыт, лаборанты; разучивание игры «Веселые человечки» о свойствах твердых и жидких, газообразных веществ.
Виды детской деятельности в ОД :
Игровая
Коммуникативная
Познавательно - исследовательская
Трудовая
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к познавательно - исследовательской деятельности;
- умение детей действовать самостоятельно;
- воспитание нравственных качеств;
- природоохранительные умения и навыки;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно участвует в исследовательской деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и оказывает ее своим сверстникам.
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
7. Соподчиняет мотивы.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей :
Области Интеграция Решаемые задачи
Познание Изучение свойств воздуха и способов его обнаружения Развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать познавательный интерес.
Социализация Практические действия в лаборатории с оборудованием – выполнение опытов. Приучать решать интеллектуальные и практические задачи, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самими детьми.
Развивать умение самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью.
Коммуникация Беседа о свойствах твердых тел и жидких веществ.
Описание опытов и формулирование вывода. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве).
Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Труд Выполнение опытов Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Воспитывать нравственные качества: бережное отношение к оборудованию
Художественное творчество Изготовление плаката. Формировать у детей художественный вкус. Развивать у детей творческие способности, воображение. Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя.
Физическая культура Физминутка Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Развивать ловкость и быстроту реакции.
Здоровье Изучение диаграммы. Помочь детям понять, что человек не может обойтись без воздуха и загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.
Чтение художественной литературы Загадывание загадок. Формировать умение делать выводы и умозаключения.
Безопасность Участие в борьбе за чистую экологию. Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать желание участвовать в борьбе за чистую экологию.
План НОД
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
3 минуты
2. Основная часть:
Определение способов выполнения исследования.
Планирование.
Проведение опытов.
Анализ обследования.
Физкультурная пауза.
Дидактическая игра «Собери картинку».
24 минуты
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и Подведение итогов НОД.
3 минуты
Длительность НОД 30 минут
Ход непрерывной образовательной деятельности
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть.
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня в очередной раз открыты двери научной лаборатории. Предлагаю вам стать учеными, которые хотят продолжить работу в лаборатории.
Отгадайте загадку:
Такой большой, что занимаю мир,
Такой маленький, что в любую щель
пролезаю (воздух).
Ребята, а вы знаете загадки про воздух?
Дети загадывают загадки: - Что в комнате не видишь?
Нахожусь в нем, только глаза его не видят, а уши не слышат.
Давайте, ребята, займемся исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые - исследователи? (люди, которые занимаются изучением какого – либо явления или предмета). Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки). Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Коммуникация.
Чтение художественной литературы.
Познание. Социализация.
2. Основная часть
Определение способов выполнения исследования. Планирование Проведение опытов. Анализ обследования. Физкультурная пауза. Дидактическая игра.
3. Заключительная часть
Оценка деятельности детей и самооценка.
Сюрпризный момент.
Изготовление плаката.
Подведение итогов НОД. Первый опыт.
Возьмем в руки камешек, сожмем в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? (дерево, камень, кирпич).
А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет, нельзя. Делаем вывод: воздух – не твердое тело.
Второй опыт.
Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте. Какая она? (прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода - это жидкость. Назовите другие жидкости (сок, кефир, молоко, кисель и т. д.). Делаем вывод: Воздух – не жидкость.
Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость. А что же такое воздух? (газ). Воздух – это газ. Вот это наше открытие.
Третий опыт. Давайте возьмем шары разной формы и надуем их.
Вывод: воздух принимает форму предмета.
Четвертый опыт. Выпускаем из надутого шара воздух, при этом внимательно наблюдаем и чувствуем носом.
Вывод: воздух бесцветен, без запаха.
Давайте взвесим пустой и надутый шар.
Вывод: воздух имеет вес.
Воздух невидим – как же нам его обнаружить?
Пятый опыт. Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (он наполнен воздухом, но мы его не видим).
Давайте подведем итоги наших опытов – что мы узнали о воздухе (воздух бесцветен, без запаха, занимает все пустое пространство и принимает форму предмета, который заполняет; невидим, имеет вес).
Хотели бы вы узнать еще больше про этого невидимку, который окружает нас со всех сторон, заполняет все предметы?
Так ли то? Давайте проверим.
Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали (свист, воздух с шумом выходит из груши).
А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что же этому мешает? (Палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши).
Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.
А теперь бросим в стакан кусочек мела. Что происходит? (из мела выходят пузырьки воздуха).
Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу пришли? Воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле.
А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветер, воздух движется).
Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
Физкультминутка
Подвижная игра «Веселые человечки».
Поиграем в игру «Веселые человечки». Вы знаете, что все окружающее состоит из маленьких частичек - молекул, мы будем называть их человечками. Если человечки крепко держатся друг с другом, то вещество твердое (камень, кирпич, дерево). В жидкостях стоят рядом, но не держатся друг с другом (молоко, компот, вода, а в воздухе они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, а вы покажете, как будут вести себя эти веселые человечки.
А что же такое воздух, из чего он состоит? Если бы мы сняли «шапку-невидимку» и раскрасили воздух волшебной кистью, мы бы увидели такую картину (диаграмма).
Воздух состоит из разных газов. Большая часть газ - азот - желтый, поменьше часть - кислород - красный, маленькие частички- углекислый газ, водород и другие.
Красный цвет – это цвет внимания, важности. Вот и на диаграмме кислород обозначен красным цветом, так как для дыхания человека нужен именно кислород. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.
Кислород необходим для дыхания всем живым существам и не только. Я проведу опыт, а вы попробуйте сделать вывод.
Зажигаю бумагу и накрываю ее стаканом, огонь погас. Я прекратила доступ кислорода и огонь погас. Как можно применить это свойство при тушении пожара?
Что же получается, всем необходим кислород: мы его вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ, но ведь так можно и задохнуться? Кто же нас выручает? Кто не позволяет нам задохнуться? (вспомните, где нам легче дышится).
Правильно, это растения. К счастью углекислый газ необходим растениям. Дуб – великан и маленькая травинка и комнатные растения жадно ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород. Отгадайте загадку.
Два трудолюбивых брата
Работают и день, и ночь,
Чистый воздух получают,
Ну а грязный – выгоняют!
Как зовут их – может, знаешь?
(Легкие)
Здоровье человека зависит от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Дым из трубы, дым из машин).
А сейчас, юные исследователи, давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист.
1. Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними.
2. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор.
3. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много копоти.
4. На заводах есть специальные лаборатории, следящие за чистотой выхлопных газов, на трубы ставят фильтры, очистительные сооружения.
Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Сажать больше цветов, деревьев)
(Раздается стук в дверь и входит Незнайка с коробкой в руке).
Здравствуйте, ребята! Я к вам за помощью. Мне с Луны, где я не так давно был в гостях, пришла посылка. Только я не пойму – что это. Помогите мне (протягивает посылку).
Да здесь зашифрованная картинка и, по – моему, семена цветов. Ребята давайте попробуем собрать картинку.
Всё понятно, с космоса нам дают понять, что нужно нам больше сажать деревьев и цветов. Сейчас наступила весна и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву или цветку, то воздух на нашей планете станет намного чище.
Незнайка: А я им пошлю посылку с секретом. Хотите и вам покажу? Смотрите (показывает сюрприз с бумажными цветами). У вас хорошее настроение? Я очень рад. До свидания! Спасибо! (Незнайка уходит).
Мне было очень приятно с вами общаться, коллеги! Спасибо!
Коммуникация
Художественное творчество
Социализация
Труд
Безопасность
Длительность НОД: 30 минут