Дарья Ковалева
Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Свойства снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства снега».
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств снега и воды.
Задачи:
познакомить детей со свойствами снега и льда (цвет: белый и прозрачный, холодный, тает);
формировать представления о зимних природных явлениях;
Публикация «Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования во второй младшей группе „Свойства снега“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
развивать интерес к совместной познавательно - исследовательской деятельности, любознательность, воображение, наблюдательность, коммуникативную активность, навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Методы и приемы:
игровой (лягушка с лягушатами, собачка);
наглядный (наблюдение за опытами);
практический (опыты со льдом и снегом);
словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы, художественное слово)
Материал и оборудование:
таз с водой, сачок, салфетка;
краски (желтая, синяя, красная, зеленая, кисточки по количеству детей.
Предварительная работа: беседа о свойствах снега и льда; рассматривание следов от обуви на снегу; подготовка оборудования, материала; рассматривание иллюстраций на тему «Зима»; чтение стихотворений И. Сурикова «Зима», М. Познанской «Тихо, тихо, снег идет», Н. Нищеевой «Мы во двор пошли гулять»; проведение опытов упражнений «Заморозим воду», «Как тает снег».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Сюрпризный момент. Воспитатель обращает внимание детей на доносящиеся откуда-то звуки – кваканье лягушки.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? Кто квакает? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, мы слышим кваканье лягушки. Интересно, где спряталась лягушка? Пойдемте поищем.
Дети определяют по звуку и находят лягушку·
Воспитатель: Послушайте, о чем рассказывает лягушка.
Мои веселые ребята -
Озорные лягушата -
В пруду весело играли,
В воду прыгали, ныряли.
Но случилась вдруг Беда -
Превратилась в лед вода!
Что мне делать?
Как мне быть?
Как детей освободить?
Воспитатель: Про кого рассказала нам лягушка? (ответы детей)
Воспитатель: Что с ними произошло?
Дети. Вода замерзла, превратилась в лед. В ней замерзли лягушата.
Воспитатель с детьми находят «замерзших» в льдинках лягушат.
Воспитатель: Вот они, замороженные лягушата. Как же они сюда попали?
Дети берут льдинки в руки.
Воспитатель: Что-то мои руки стали мерзнуть. А ваши тоже замерзли? Почему?
Лед какой? (ответы детей). Он выскальзывает из рук, значит, лед еще какой? Постучите льдинкой. Лед твердый и холодный.
Воспитатель: Ребята, вы видите лягушат? Потому что лед прозрачный как стекло.
Воспитатель: Посмотрите, вода почему-то потекла по рукам. Откуда появилась вода? (ответы детей).
Воспитатель: Почему начал таять лед? (ответы детей)
Опыт № 1 «Как растопить лед»
Воспитатель: А я знаю, как, быстрее можно растопить лед! Кладите лягушат в ванну, у нас есть лейки с водой. Как вы думаете, какая вода поможет нам быстрее растопить лед и освободить лягушат: холодная или теплая? Правильно, теплая. Положите лед в таз с водой.
Дети опускают льдинки в таз с водой.
Воспитатель: Посмотрите, утонет лед в воде? (ответы детей). Лед плавает, он не тонет.
Воспитатель: Смотрите, лед пропал! Что с ним случилось? (ответы детей). Лед растаял в теплой воде и мы можем достать лягушат сачком.
Воспитатель: Доставайте лягушат посадите рядом с мамой на салфетку, пусть они согреются.
Лягушка очень рада и благодарит вас за то, что вы спасли ее деток!
Физкультминутка (логоритмическая игра)
На Болоте лягушата -
Развеселые ребята дети приседают, подняв полусгонутые руки вверх
Утром рано умывались, имитируют умывание
Полотенцем растирались, имитируют растирание
Лапками топали, топают
Лапками хлопали, хлопают в ладоши.
в салочки играли-
По кочкам скакали.
С кочки на кочку,
С кочки на кочку.
Прыгают на обеих ногах друг за другом.
Воспитатель: Ребята, летом лягушата очень весело играли. Почему они сейчас замерзли и превратились в льдинки? (ответы детей).
Воспитатель: Смотрите, что нам зимушка-зима принесла!
Воспитатель приносит контейнер со снегом.
Воспитатель: Что это? (ответы детей). Какого цвета снег? Он холодный или теплый? Потрогайте.
Воспитатель: Снег белый, холодный. Вы потрогали снег и ваши ручки стали мокрыми. Почему руки стали мокрыми? (ответы детей). Снег тает от теплых рук, превращаясь в воду.
Сюрпризный момент: приходит собачка.
Воспитатель: Кто к нам прибежал? (ответы детей)
Вот собачка Жучка
Хвостик – закорючка,
Шубка пестрая,
Зубки острые
Гав!Гав!
Опыт № 2 «Следы на снегу»
Воспитатель: Собачка тоже хочет снег потрогать, побегать по нему. Разрешим собачке побегать по снегу? (ответы детей). Посмотрите, как много следов осталось от собачьих лап. Когда мы ходили на улице по снегу, от наших ног тоже остались следы.
Дети рассматривают следы, которые оставила собачка.
Опыт № 3 «Красим снег»
Воспитатель: Ребята, а чтобы собачке было веселее бегать по снегу мы сделаем для нее разноцветную дорожку. Нам понадобятся краски и кисточки. Вы поможете? (ответы детей).
Воспитатель предлагает детям взять кисточки с краской и нарисовать на снегу дорожку для собачки.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая дорожка у нас получилась! Жучка, тебе понравилась разноцветная дорожка?
Жучка весело прыгает по дорожке благодарит ребят.
Воспитатель: Смотрите, лягушата согрелись и готовы идти с мамой лягушкой домой. Ребята, что вы узнали сегодня интересного про лед и снег? (ответы детей). Лед и снег, холодные и тают в руках. Снег белый, а лед прозрачный. Снег можно раскрасить в любой цвет. Лед можно растопить в теплой воде. Какими замечательными исследователями вы сегодня были! Молодцы!
Список использованной литературы
1. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 256 с.
2. Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком. Пособие для педагогов, психологов и родителей / Т. А. Алексеева, Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, Л. В. Силиванова; Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 52 с.
3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Изд-е 2-е. - Волгоград: «Учитель», 2013. 200 с.
4. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. - сост. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. - Волгоград: Учитель, 2011.