Коломенцева Зинаида
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Колобок который умел считать»
Образовательная область : «Познавательное развитие».
Интегрируемые области: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Колобок, который умел считать».
Цель: формирование элементарных математических представлений. Развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Колобок который умел считать“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
• учить уравнивать неравные группы, добавляя к меньшей группе один недостающий предмет, совершенствовать навыки счёта до пяти;
• продолжать учить согласовывать числительное и существительное;
• обогащать словарь детей (спокойная, быстрая, бодрая, сердитая, грустная, жалобная, шутливая, хитрая, тихая, громкая, низкая, весёлая, плавная, грубая);
• закреплять понятия: «Больше», «Меньше», отвечать на вопрос «Сколько?»;
• устанавливать размерные отношения между тремя предметами разной длины, располагать их в порядке убывания;
• отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные «длиннее-короче»;
Развивающие:
• развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;
• развивать внимание, восприятие, мышление, память, речь;
• развивать умение различать элементарный характер музыки;
• использовать корректирующие физические упражнения по профилактике плоскостопия.
Воспитательные:
• воспитывать умение прийти на помощь, поддерживать дружеские взаимоотношения, проявлять интерес к играм математического содержания;
• учить детей совместной деятельности в малых группах.
Виды деятельности : совместная, групповая, самостоятельная.
Планируемый результат:
Уравнивание неравных групп, согласование числительных и существительных; сравнение предметов разной длины; формирование представлений о геометрических фигурах; распознавание характера музыки; проявление дружеского взаимоотношения в совместной работе; повышение активности в совместной деятельности родителей; скоординированность действий воспитателя и специалистов в физкультурно-оздоровительной работе.
Оборудование:
магнитофон, диск с записью музыкального сопровождения «В гостях у сказки», песня «Колобка».
Материал. Элементы оформления в группе : стол, стулья по числу детей; кукольный театр «Би-ба-бо» (заяц, волк, медведь, лиса, колобок);мягкие игрушки зайцы (5шт.);корзина, морковь (5шт.); полоски из картона (длинная полоска-коричневого цвета, короткая полоска- зелёного цвета, средняя полоска- жёлтого цвета) для каждого ребёнка; «Геометрические фигуры» для портрета медведя (2 больших круга, 2 маленьких круга, 1 большой треугольник, 1 маленький треугольник, 1 большой квадрат); ковралин; конверт с фотографиями «Колобка» (одна цветная, остальные чёрно-белые заготовки для каждого ребёнка);картинки зайца и моркови на стульчики.
Взаимодействие специалистов:
помощник воспитателя помогает за ширмой озвучивать героев, меняя интонацию и голос. Музыкальный руководитель исполняет музыкальное сопровождение.
Литература:
1. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985.
2. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1990.
3. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» 2/20124; 1(33)/2013; 7(49)/2014.
4. Интернет ресурсы.
Предварительная работа: просмотр совместно с родителями спектакля русской народной сказки «Колобок», поставленный детьми подготовительной к школе группы. Заучивание песенки «Колобка».
Ход занятия:
I. Введение в игровую ситуацию.
В группе звучит музыка – «В гостях у сказки».
Воспитатель: Ребята, вы узнали эту музыку? Откуда она?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы любите сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие сказки вы любите?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы хотели бы оказаться в сказке?
Ответы детей.
Воспитатель: Что бы оказаться в сказке, нам нужно отыскать туда дорожку. (Дети обращают внимание на следы (профилактика плоскостопия, которых раньше не было. Проходят по ним в музыкальный зал. Из зала слышится песня «Колобка»)
Воспитатель: Ребята, вы узнали, в какую сказку мы попали?
Ответы детей.
II. Воспитатель: Но сегодня мы познакомимся с новой сказкой о «Колобке», который любит математику. Дети занимают свои места напротив ширмы. (Звучит весёлая, бодрая, музыка). появляется колобок.
Воспитатель:
Жил весёлый колобок,
Колобок - румяный бок.
В школу он ходить любил
Потому, и умным был.
По дорожке покатился
В густом лесу очутился.
Навстречу колобку идёт заяц и плачет (музыкант играет грустную, тихую, жалобную музыку).
Колобок : Заяц, почему ты плачешь?
Заяц: Как мне не плакать. Я ведь считать не умею. Как мне узнать, сколько морковки домой принести, что бы всем моим зайчатам хватило.
Колобок : Не плачь, заяц. Мы же с ребятами умеем считать и сейчас тебе поможем. Ребята, давайте поможем зайцу посчитать морковку, но сначала посчитаем зайчат. А пойдут зайцу помогать те дети, у кого сзади на спинке стула есть картинки: морковка и зайчик (используется социо-игровой метод выбора детей)
Воспитатель выносит 5 игрушечных зайчат и корзинку с морковью (4 шт., просит ребёнка, у которого картинка с зайцем, помочь посадить их возле ширмы и пересчитать (один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат).
Воспитатель: Сколько всего зайчат?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: А теперь посчитаем морковь (считает ребёнок, у которого картинка с морковкой).
Ребёнок считает и выкладывает её перед зайцами.
Воспитатель. Чего больше, зайчат или морковок?
Ответы детей.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы зайчат и морковок стало поровну?
Ответы детей.
Воспитатель. Если добавить одну морковку, сколько их станет?
Дети уравнивают количество предметов.
Заяц: Спасибо вам ребята, что помогли мне посчитать морковку и зайчат. До свидания!
Дети прощаются.
Воспитатель: И покатился колобок дальше, а на встречу ему волк идёт (звучит сердитая, грубая музыка волка)
Колобок : Волк, а ты почему такой злой и сердитый?
Волк: Построил я себе новый дом, а лестницу как построить не знаю. У меня есть три ступеньки разной длины. Помоги мне, пожалуйста.
Колобок : Поможем, ребята, волку?
Ответы детей.
Дети берут со стола полоски разной длины (длинная полоска- коричневого цвета, короткая полоска- зелёного цвета, средняя полоска- жёлтого цвета) и располагаются на ковре.
Воспитатель: Разложите полоски перед собой от самой длинной, до самой короткой.
Воспитатель: Покажите самую короткую полоску. Какого она цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: А какая полоска самая длинная?
Ответы детей.
Воспитатель. А что вы можете сказать о жёлтой полоске?
Ответы детей.
Волк: Спасибо вам, что помогли мне построить лестницу для моего дома.
Воспитатель: Покатился колобок дальше. Ребята, пока колобок катится по дорожке, мы немного отдохнём.
Физкультминутка (музыкант подыгрывает)
У медведя дом большой ой-ой-ой (тянутся руки вверх)
А у зайки маленький ай-ай-ай (приседают)
Мишка сам пошёл домой ой-ой-ой (шагают на месте)
И запрыгал заинька ай-ай-ай (прыгают)
Воспитатель: и покатился Колобок дальше, а навстречу ему медведь. Медведь: (звучит громкая, низкая, музыка медведя)
Я мишка косолапый,
Неуклюжий да лохматый,
Ем малинку да медок.
А кто же это?
Ответы детей.
Медведь: Колобок, колобок, помоги, пожалуйста. Мне задали задание в лесной школе, выложить свой портрет из геометрических фигур. А я не знаю ни одной геометрической фигуры.
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, загляните под стул, у кого лежат геометрические фигуры, выходите помогать медведю. Дети выходят со своими геометрическими фигурами (используется социо-игровой метод выбора детей).
Воспитатель: Какие фигуры у вас в руках?
Ответы детей.
Воспитатель: Выложите на ковралине из этих фигур портрет медведя.
Дети выполняют задание.
Медведь: Спасибо ребята, что помогли мне. Я все понял и запомнил.
Воспитатель: Колобок покатился дальше. Вдруг на встречу ему лиса (звучит шутливая, хитрая, бодрая, музыка лисы)
Лиса:
Колбочек, мой дружочек.
За тобой бежать нет мочи.
Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок : Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою.
Лиса: Не надо колобок мне песню петь, ты лучше помоги решить мне задачку.
Пять грибов нашел медведь,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?
Ответы детей.
Лиса: Спасибо, вам ребята, что помогли решить задачку. И тебе, колобок, спасибо. За это я тебя не буду есть. До свидания.
Колобок : И мне пора возвращаться в свою сказку. А в память о нашей дружбе, я дарю вам свои фотографии. До свидания ребята.
III. Воспитатель: Ну вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с новой сказкой. Помогли зверям выполнить задание. А вы помните, кому мы помогали?
Ответы детей.
Воспитатель: Какая музыка звучала в сказке?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы молодцы, что помогли всем, кто просил вас о помощи. Хотите посмотреть фотографии, которые подарил нам Колобок?
(воспитатель достаёт и показывает одну цветную фотографию, остальные чёрно-белые круги. Это мотивация на следующее занятие по ИЗО). Ребята, посмотрите, что с этими фотографиями?
Ответы детей.
Воспитатель: Как можно их исправить?
Ответы детей.
На следующем занятии по ИЗО, дети дорисовывают и раскрашивают портрет «Колобка» на свой вкус.