Татьяна Казанцева
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию с водой в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.
Задачи:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
- закрепить умение договариваться между собой;
- развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экспериментированию с водой в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Оборудование и материалы: столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 баночки с акварелью желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой.
Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.
Ход ОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка).
- Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
- Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(воспитатель надевает халат)
- Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
- нужно четко выполнять мои инструкции;
- слушать внимательно и запоминать;
- брать только те предметы, которые я называю.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость?
(ответы детей)
- Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода?
(жидкая)
- Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая?
(нет)
- У воды есть вкус? Значит вода, какая?
(значит вода безвкусная)
- А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит….
(вода не имеет запаха)
- Давайте теперь опустим цветной камешек в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку?
(да)
- Значит вода, какая?
(прозрачная, бесцветная)
Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Опыт № 2 «Вода имеет плавучесть»
Воспитатель: Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать.
(дети поднимают руки).
- Скажите, где вы плаваете?
(в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду).
- А где легче всего плавать?
(в море).
- А почему?
(в море вода соленая, она лучше держит)
- Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.
Вывод детей: в соленой воде плавучесть легче.
Опыт № 3 «Палитра красок»
Воспитатель: А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется?
(акварель).
- У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать?
(дети отвечают).
- Проверим!
(Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Опыт № 4 «Окрашивание воды»
Воспитатель: Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(воспитатель растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).
- Какого цвета получился раствор?
(малиновый)
- А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость?
(ничего, цвет слегка побледнеет, воспитатель добавляет пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).
- А теперь нам нужно отдохнуть.
(встаем в круг)
Динамическая пауза «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук)
Зажурчал и потёк.
(ходьба по кругу)
В тучку превратился
(рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(присели)
Вот и кругооборот
(покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(руки в стороны)
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт № 5 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе». Берется термос с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе.
Вывод детей: вода может быть в парообразном состоянии.
Опыт № 6 «Извергающийся вулкан»
Необходимый инвентарь:
Вулкан:
- Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)
- Сода, 2 ст. ложки
Лава:
1. Уксус 1/3 стакана
2. Красная краска, капля
3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился
Опыт № 7 «Лава – лампа»
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Коллективное рисование в стиле «Эбру»
Итог ОД.
Воспитатель: для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.
- Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать
стихотворение
«Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.