татьяна спирина
Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Дрессированные изюминки»
▼ Скачать + Заказать документы
Область: Познавательное развитие.
Группа : средняя 4-5 лет.
Тема: Опытная деятельность «Дрессированные изюминки».
Цель: познакомить детей со свойством воздуха: что воздух легче воды и пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы.
Оборудование:Газированная минеральная вода; Изюм; Прозрачные стаканы по количеству детей; Иллюстрация скелета рыбы; Схема опыта.
Ход опыта.
Воспитатель в костюме учёного заходит в группу и здоровается с детьми.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе „Дрессированные изюминки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня я в образе Учёного из научной лаборатории. В нашей научной лаборатории я вместе со своими помощниками каждый день проводу различные научные опыты и исследования. Вот как раз сегодня мне необходимо узнать почему рыбы плавают в воде? Но как раз сегодня все, все мои помощники взяли выходной и я остался совсем один, и помочь мне не кому. Я много раз слышал, что вы тоже занимаетесь опытами и исследованиями. Поэтому я решил обратиться к вам за помощью. Надеюсь вы не откажите мне в помощи и согласитесь провести это исследование вместе со мной?
Дети проходят за столы, на которых стоят прозрачные стаканы, бутылки с газированной водой и изюм.
Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду изюминку и понаблюдаем, что же произойдёт? (дети выполняют задание и наблюдают за ходом опыта.)
В это время воспитатель прикрепляет на доску схему опыта.
Воспитатель:посмотрите что же происходит с изюминкой (Ответы детей) вы заметили, что изюминки понимаются в верх не сразу, а только после того как их полностью облепят пузырьки воздуха. Ну что мои маленькие учёные, какой вывод мы с вами можем сделать из этого опыта? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей объясняя, что изюм чуть тяжелее воды именно поэтому он сразу же опустится на дно. Но на него сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что изюминка всплывет. Это происходит по тему, что пузырьки воздуха намного легче воды, а из-за того что они облепили изюминку, то вес изюминки уменьшился и она поднимается вверх. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит и изюминка снова станет тяжёлой. Отяжелевшая изюминка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется".
По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Воспитатель прикрепляет на доску иллюстрацию скелета рыбы.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем сделать из этого опыта о воздухе? (Ответы детей)
Воспитатель подводит итог: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом. Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность. По такому же принципу плавают рыбы в воде при помощи плавательного пузыря.
Воспитатель: ребята, вы отлично справились с исследованием, и я предлагаю вам поиграть в игру пузырь.
Дети совместно с воспитателем играют в игру.
Воспитатель: ребята, а хотите на прощание, я покажу вам не большой фокус, который называется «Лава лампа»? (Ответ детей)
Воспитатель показывает показывает эксперимент «Лава Лампа».
Оборудование: Чистая пластиковая бутылка или банка (0,5-1 л); Воронка для жидкости; Растительное масло; Пищевой краситель (можно использовать зеленку); Шипучая таблетка (например Аспирин Упса); Вода.
Опыт:Банку на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Добавьте краситель. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом опустить таблетку аспирина и наблюдаем. Для усиления эффекта выключите свет, подсветите бутылку фонариком. Интересно получается, если под бутылочку положить телефон с включенным фонариком.
Вывод: Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим как шарики масла бурлят в жидкости.
Воспитатель: ребята, что вы сегодня узнали про воздух? (Ответы детей). Ну что, мне пора отправляться обратно к себе в научную лабораторию, а вас я попрошу понаблюдать за тем как долго будут всплывать виноградинки, и что с ними произойдёт? Вы даже можете зарисовать этот эксперимент и даже показать дома маме с папой. А я зайду к вам в следующий раз узнаю как же долго всплывали виноградинки и что с ними случилось после.