Елена Николаевна Евсина
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Встречаем весну»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить знание детьми времен года, времени года, которое за окном, и примет весны.
Задачи:
Обучающие
• Формировать навык использования мнемотаблицы для составления описательного рассказа.
• Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
Развивающие:
• Активизировать и расширять словарь детей.
• Развивать коммуникативные навыки общения, умение коллективно обсуждать общую проблему.
• Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• Развивать умение сочетать ритмичные движения с текстом.
Воспитательные:
• Воспитывать в детях любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
• Использовать музыку для воспитания эстетических чувств детей. Воспитывать аккуратность, умение слушать воспитателя при выполнении различных упражнений.
• Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Планируемые результаты
Дети активно отвечают на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
Используют все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Целевые ориентиры образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС в средней группе:
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
• Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм.
• Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
• Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Материалы и оборудование:
для воспитателя: мнемотаблицы, мультимедийное оборудование;
для детей: подносы с песком, таз с водой, кораблики.
Содержание образовательной деятельности.
Вводная часть
Цель: активизировать знания детей о временах года; досказывать подходящее по смыслу слово в окончании стихотворения или загадки.
Звучит весенняя мелодия. Педагог обращает внимание детей на происходящее за окном.
Педагог:
Посмотрите за окошко, стало там теплей немножко…
(Дети обращают внимание на происходящее за окном).
Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла (весна!
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла. (весна)
- Какое время года за окном? (Ответ детей: За окном время года – весна.)
- Тает снег, на улице потеплело. Это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо - плохо»
Каждое предложение детей обсуждается с позиции «хорошо - плохо».
Основная часть.
Цель: формировать навык использования нетрадиционной формы рисования по крупе пальчиком для изображения солнца – главной приметы весны. Активизировать и расширять словарь детей. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук. Развивать умение сочетать ритмичные движения с текстом. Воспитывать желание помочь ручейку пробиться сквозь снег и добраться до речки, помочь земле напиться.
На экране мультимедийного оборудования картинка с изображением неправильных, сточки зрения логики, ситуаций.
Игра «Что неверно нарисовал художник?»
Педагог: Вы должны догадаться, что неверно нарисовал художник, почему так не бывает в жизни.
Дети рассказывают о неверно нарисованных ситуациях, обобсновывая свое мнение - каждому времени года соответствует определенное действие (лето – плавание в реке, купание, возможность загорать; зима – катание снежных комков, лепка снеговика; осень – выкапывание корнеплодов из земли (картофель, свекла и др.). Воспитатель следит за правильностью составления предложений.
- Мы с вами так много говорим о весне, но мне бы хотелось знать, а какие весенние приметы вам известны? Для этого пройдите за столы, на которых лежат разные картинки. Выберете те, что расскажут о весне.
Перед детьми лежат картинки-символы всех времен года. Это мнемотаблицы, разрезанные на части (картинки-символы). Каждый ребенок рассказывает о выбранной картинке, характеризующей на его взгляд весну (солнышко, дождик, прилет птиц, подснежники, деревце с весенними листочками).
- Многие из вас выбрали весеннее солнышко, так какое же оно? Скажите каждый по словечку. Начните так: «Солнце весной…яркое, теплое, ласковое, радостное, согревающее, доброе, золотистое, большое, жаркое, лучистое.
- Молодцы! Солнышку русский народ посвятил много пословиц и поговорок:
Все мы растем под красным солнышком.
Солнце всходит – людям радость.
При солнце тепло, при матери – добро.
- На что похоже солнышко? (Солнышко похоже на блин, на мяч, на шар.)
- Как нарисовать солнышко, с чего начать? (Я бы начал с круга, потому что солнышко круглое.)
- А что еще вы нарисуете солнышку? (Мы нарисуем лучи.)
- А сколько нужно лучиков солнцу? (Много лучиков, сколько хочешь.)
Давайте нарисуем волшебное солнышко. Но нам не понадобятся кисточки, краски, фломастеры или карандаши. Мы будем рисовать его пальчиком на подносах с песком.
Воспитатель схематично рисует солнышко по описанию детей.
- Посмотрите – это мое солнышко. А теперь мне хочется, чтобы вы все нарисовали свое солнышко.
Дети подходят к подносам (тарелочкам) с крупой и рисуют солнышко на крупе.
- Какие вы молодцы!
Хоровод «Солнышко»
- А вам нравятся наши весенние прогулки на улице? (Да) Вспомните, что люди делали, чтоб скорее пришла весна? (Ответ детей: Люди пели солнышку песенки, рассказывали стихи.)
- Правильно, давайте вспомним закличку для солнышка и позовем его в гости.
Дети вместе с воспитателем встают в круг и водят хоровод, проговаривая слова заклички.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Дети тянут ладошки к солнышку (картинка на мультимедийном оборудовании) «прогревают» их, а затем прислоняют к лицу, как бы ощущая тепло.
Давайте вместе вспомним вчерашнюю прогулку.
- Какое было весеннее небо? (Небо было голубое, чистое, высокое, красивое.)
- Что происходило со снегом?
(Снег на улице таял. На улице было много луж.)
Педагог включает аудиозапись капели.
- Как вы думаете, что сейчас происходит на полях и лугах? (Снег в полях и лугах тоже тает.) Я согласна с вами.
На экране мультимедийного оборудования – ручеек.
У меня есть один знакомый ручеек. Он веселый, звонкий. Очень любит, когда солнышко играет с ним своими лучиками. Но вот беда. На своем пути он повстречался с огромной горкой снега и никак не может бежать дальше.
- Что же ему делать? (Варианты детей)
- А ручеек один справится? (Нет)
- А мы сможем помочь? (Да)
- А будет правильно, чтобы кто-то один помогал, или все вместе? (Все вместе должны помогать.)
Речь с движением «Поможем ручейку»
То – то славно, ребята, Маршируют друг за другом,
Зиму гоним долой: изображают работу с лопатой.
Загребаем лопатой,
Выметаем метлой. Взмах рук вправо-влево, как бы подметая метлой.
Мухе сонной рассказали: Наклон вперед с отведением рук назад и -
Просыпаться пора! произнесением «вжж».
Спать зимой все устали,
- Просыпайтесь, весна!
Ручеек за ворота Медленный бег. Ходьба топающим шагом со
Сам пробиться не мог. взмахом рук вправо, влево.
Закипела работа:
В добрый путь ручеек! Машут над головой!
Педагог: Послушайте, как журчит наш ручеек. (Звучит аудиозапись «Журчание ручья».) Он приглашает вас идти с ним. Ручеек хочет показать вам, каким он становится в конце своего пути.
Дети идут по маршруту ручейка.
Заключительная часть.
Цель: активизировать имеющиеся и новые знания о весне; развивать речевое дыхание; воспитывать аккуратность, умение слушать воспитателя при выполнении различных упражнений.
Дыхательное упражнение «Кораблики»
Педагог: Посмотрите, вот какой сюрприз для вас приготовил ручеек! Он предлагает с ним поиграть! Знаете как? (Пускать кораблики) Подойдите поближе, мы будем дуть на паруса корабликов.
Я в весенний ручеёк,
Запущу кораблик,
Пусть к реке большой плывёт,
Весело сигналит.
На борту его - Весна,
Ветерочек гонит,
Полон трюм его тепла,
Вдаль волна уносит.
Е. Арс
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь с помощью картинок вспомним, что бывает весной на улице.
- Что вам понравилось больше всего?
- Что показалось трудным в наших играх или заданиях?
- Можно ли это сказать по-другому?