Людмила Анатольевна Берлизова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в страну Рычалию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
«Путешествие в страну Рычалию».
Коррекцинно-образовательные задачи.
Закреплять навыки четкого произношения звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях. Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов-прилагательных. Закреплять понятия, характеризующие звуки: «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий звук». Закреплять навык определения наличия звука в слове, определения места звука в слове. Совершенствовать навыки деления слов на слоги, чтения и печатания слов, преобразования слов с помощью замены первой (последней)буквы на букву Р.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Путешествие в страну Рычалию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Коррекционно-развивающие задачи
Развивать фонематическое восприятие, произвольное внимание,слуховую память, мышление,связную речь, артикуляционную, тонкую моторики
Коррекционно-воспитательные задачи
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
Оборудование: мяч, презентация «Страна Рычалия», настольно-печатная игра «Деление на слоги», карточки с напечатанными словами.
Ход занятия
Организационный момент
Дети встают полукругом, лицом к гостям
Логопед. Поздоровайтесь с гостями (Дети здороваются)
Улыбнитесь всем вокруг
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте вкруг
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
Друга называй по имени
Утро доброго желай (доброе утро. Ваня)
Логопед. Доброе утро, мои юные друзья! Рада Вас видеть здоровыми и с хорошим настроением. У меня тоже отличное настроение, потому что я вчера со своей семьей путешествовала по красивым улицам нашего города. А вы любите путешествовать? Вспомните, где вы путешествовали со своей семьей? Ребята, а вы хотели бы сегодня отправится еще в одно увлекательное сказочное путешествие? Тогда внимательно меня слушайте и правильно повторяйте за мной артикуляционные упражнения, которые помогут нам перенестись в сказочную страну
Артикуляционная гимнастика
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный раскроются двери!
(Приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре-самолете
(упражнение «Лопаточка»)
На летучем большом корабле
(поднимаем широкий язык к верхней губе)
Или с Бабой-Ягой на метле
(упражнение «Часики»)
Можно в сказку влететь на Жар-птице
(упражнение «Качели»)
Можно на Колобке закатится
(круговые движения кончиком языка вокруг губ)
Можно въехать, как слон на еже
(покусать кончик языка)
Ой! Мы, кажется, в сказке уже
На экране появляется изображение сказочной страны.
Логопед. А вот и таинственная карта сказочной страны Рычалия. На что похожа страна Рычалия по форме, какую букву она вам напоминает? (Букву Р). Как вы думаете, какой одинаковый звук слышится в названиях жителей этой страны? (Звук Р).Что вы можете рассказать о звуке Р. Какой он? (согласный, твердый. звонкий). Показывает указкой на карту и спрашивает : «Как вы считаете, почему озеро в стране Рычалии называется Верхнезубово? (потому что при произнесении звука Р язык нужно поднять к верхним зубам).Объясните, почему море, омывающее страну Рычалию, называется морем Сильного дыхания (Потому то нужно сильно подуть на язык, чтобы он задрожал).
Логопед. Отлично, вы дали правильную характеристику звука р. А теперь в путь по сказочной стране! А вот и дорожка!
Дорожк, дорожка, помоги нам немножко!
Ты, дорожка, не плутай, к сказочным героям попасть помогай!
(идут по массажной дорожке)
Обращает внимание на экран, на котором изображены Красная Шапочка, Чебурашка, Буратино, Василиса Премудрая, Царевна -лягушка. Посмотрите нас встречают сказочные герои. Вы узнали их? Назовит,кто живет в сказочной стране Рычалии. Как вы думаете почему именно эти герои живут в стране Рычалии.? (Какой одинаковый звук слышится во всех словах)
На экране появляется Кощей Бессмертный.
Вы узнали этого сказочного героя? (Кощей Бессмертный) Раздается смех Кощея «Ха-Ха! Не жить вам сказочные герои в стране Рычалия. Только я хочу владеть царством звука Р» (уменьшает сказочных героев) Ой, ребята, по-моему в стране Рычалии случилась беда! Раздается голос ворона «Кар-Кар-Кар». Логопед «А это еще кто? Вы узнали чей это голос (ворона)Смотрите старый ворон нам принес письмо. Интересно, что же в нем написано. Давайте его прочтем. Читает : «Наши юные спасатели! Нас заколдовал Кощей Бессмертный. Василиса Премудрая сказала, что нужно расколдовать зашифрованное слово, которое очень боится Кощей. Но Кощей её усыпил и теперь нам некому помочь. Если вы нам поможете преодолеть препятствия и расшифровать слово, то злые чары Кощея исчезнут и мы снова попадем в свою сказочную страну Рычалию. Ваши друзья сказочные герои»
Ребята, как вы считаете, можно друзей оставлять в беде? Поможем нашим сказочным героям? Не боитесь злого Кощея? Тогда слушайте первое задание-препятствие
«Назовите и соберите 12 слов, которые начинаются на звук Р»
Сделайте ладошки -лодочки, вспоминайте слова, которые начинаются на звук Р и кладите их в мои ладошки. Ребенок называет, логопед считает. Когда называет 12,на экране появляется зашифрованное слово из пяти квадратиков, в последнем квадратике появляется буква А)
Посмотрите! Вот оказывается какое зашифрованное слово. Какая буква в нем появилась? (А)
Где она стоит в слове? (В конце слова, последняя).Сколько всего букв в слове (6 букв).
Продолжим расшифровывать слово.
Послушайте следующее препятствие «Помогите пассажирам отправится в путешествие по стране Рычалия на веселых паровозиках. Назовите каждого пассажира, правильно произнося звук Р. Прохлопай количество слогов в слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Логопед обращает внимание на появление буквы У(3 по счету) Какие буквы мы расшифровали? Какие звуки обозначают эти буквы (гласные).
Для расшифровки следующей буквы нам нужно поиграть в игру с пальчиками, чтобы все жители страны услышали, как хорошо мы проговариваем звук р
Повторяйте за мной слова и движения.
Вот со звуком Р игра
Нам играть в неё пора:
(дети сжимают и разжимают пальцы)
Виноград, трамвай, топор,
шар, крапива, помидор,
Подорожник. руки, кружка, крыша
(загибают пальцы по одному на каждое слово до 10)
Радуга, ракушка,
Рыба. курочка, тетрадка,
Крот, смородина, кроватка,
Грабли, грузовик
(разгибают пальцы по одному)
Кормушка, самовар, забор, ватрушка
(сцепляют пальцы рук в «замок», сгибают и разгибают)
Появляется буква Ж. Какая буква появилась в слове (Ж). Какой звук она обозначает?
(согласный, твердый). Где она стоит в слове? (в середине слова)
Итак,4-е препятствие. Звук Р хочет поиграть с вами в прятки. Назовите картинки и определите, где находится звук Р в слове (в начале, в середине, в конце). Соедините каждую картинку с соответствующей схемой. На каждого ребенка лист с одинаковым заданием. После выполнения в слове появляется буква Д. Какая появилась буква? Какие звуки она может обозначать? (твердый д и мягкий ДЬ).Следующая буква будет расшифрована, если вы правильно подберете противоположное слово к слову которое я назову. Поиграем в игру «Скажи наоборот» (с помощью мяча)
Чистые руки- грязные руки
Веселый Петрушка- грустный Петрушка
Сухая рубашка- мокрая рубашка
Больной ребенок- здоровый ребенок
Белый карандаш- черный карандаш
Узкая кровать-широкая кровать
Холодный борщ-горячий борщ
Длинный сарафан- короткий сарафан
Молодой человек- старый человек
Тихая музыка- громкая музыка
Сладкий перец- горький перец
Смелый тигр- трусливый тигр
Появляется буква Б. Какая буква появилась? Может быть кто-то попробует прочесть слово (д. ужба)Какая буква потерялась в слове (Р).Но она появится если выполните последнее задание. Прочтите слово и замените первую букву в слове на букву Р (мак-рак, нога-_рога, мука-рука) , для другой подгруппы: замените в словах последнюю букву на букву Р. (сын-сыр, сок-сор, миг-мир. Прочтите новое слово. Появляется буква Р. Прочтите какое слово, которое боится Кощей. Смотрите, вот и расколдовали наших сказочных героев. Они Вам благодарны за помощь. А Кощей пропал из страны и зажили жители дружно. Сказка-ложь, да в ней намек добрым молодцам урок. А какое слово помогло нам преодолевать препятствия (Дружба).
Пора возвращаться в детский сад
Дорожка, дорожка, помоги немножко,
Ты. дорожка, не кружи, путь до дому укажи.
Дети по массажной доске возвращаются домой.
Итог. Вот и закончилась наша сказка. Ребята, как называется страна,в которую мы путешествовали? Какой звук мы старались правильно произносить? Каких героев мы спасали? Какое слово нам помогло их расколдовать? Какое препятствие было самое трудное, самое интересное?
Всем спасибо за внимание