Ирина Рудавина
Конспект ОД по развитию речи в младшей группе «Пересказ детьми русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ детьми русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Цель: способствовать развитию монологической речи у детей средней группы.
Задачи:
Обучающая. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в младшей группе „Пересказ детьми русской народной сказки „Пузырь, соломинка и лапоть“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Пузырь, Соломинка и Лапоть», сказка
- Темочки
Речевая. Учить пересказывать текст русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Закрепить умение у детей отвечать на вопросы полным предложением. Пополнять словарь детей словами, обозначающими предмет (пузырь, соломинка, лапоть, действие (рубить, «перетянулась с берега на берег», перейти, переплыть, прилагательными (хрупкий, легкий, прозрачный).
Воспитательная. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Оборудование: доска с магнитами, посылка (сундучок) с предметами (соломинка, воздушный шар или картинка пузыря, лапоть или картинка лаптя, картина мальчика в русском народном костюме, палочки Кюизенера, голубые полоски бумаги (река для моста, мыльные пузыри (по количеству детей).
Предварительная работа: чтение и рассказывание детьми русских народных сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть
1. Сюрпризный момент и художественное слово
- Здравствуйте ребята! Сегодня по дороге в детский сад я получила посылку. Я уверена, что в ней есть много интересных предметов для вас. Но посылка не простая, а волшебная. Для того, чтобы его её открыть нужно отгадать загадки:
Веник за печкой
В нем палочки тоненькие
Палочки эти зовутся. (соломинки)
- Правильно дети. Посмотрите какая она?
- Соломинка тонкая и хрупкая.
- Очень хорошо. На что похожа соломинка?
- Соломинка похожа на палочку, на травинку, на колосок.
- Молодец! Теперь послушайте следующую загадку:
Воды обыкновенной
Стаканчик набери
Пускать из мыльной пены
Мы будем. (пузыри)
- Правильно ребята. Посмотрите на пузырь. Какой он?
- Пузырь круглый и прозрачный.
- Молодец! На что похожи мыльные пузыри?
- Пузыри похожи на маленькие мячи.
- Очень хорошо. Пузырь похож на мяч или на шар.
2. Словарная работа
- Ребята, в нашей посылке остался последний предмет. Чтобы узнать, что это посмотрите на картинку. На ней изображен мальчик в русском народном костюме. На нем рубаха, пояс, штаны. Обратите внимание на его обувь. Такую обувь носили давным давно в нашей стране. Она сделана из соломы. И называется она - лапти. Давайте вместе повторим новое слово - лапти.
- Молодцы! Вы угадали и назвали все предметы в нашей посылке.
2. Основная часть
1. Первичное чтение детям художественного произведения
- Дети, а вы знаете, что со всеми этими предметами однажды случилась необыкновенная история, которую люди записали назвали сказкой. Хотите её услышать?
- Да, очень хотим.
- Тогда присаживайтесь поудобнее на стульчики и внимательно слушайте русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». (чтение сказки)
Беседа по содержанию произведения
- Вот мы с вами послушали сказку. Вам понравилась сказка?
- Да, очень понравилась.
- Очень хорошо. Теперь немного побеседуем.
1. Как называется сказка?
2. Кто написал эту сказку?
3. Кто главные герои сказки?
4. Куда пошли герои и зачем?
5. Что случилось с друзьями на реке?
6. Чем закончилась сказка?
7. Чему учит нас эта сказка?
- Молодцы дети. Вы отлично ответили на все вопросы. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру. Представьте, что вы маленькие пузырьки, а я большой пузырь. Очень хорошо, стали в все в круг. Повторяйте слова и движения за мной.
2. Физминутка «Пузырь»
Надувайся пузырь
Надувайся большой
Да не лопайся!
Он летел, летел, летел,
За соломинку задел,
Бух! Лопнул!
3. Повторное чтение художественного произведения с установкой на последующий пересказ
- Дети, внимательно послушайте ёще раз сказку «Пузырь, соломинка и лапоть», потому что после чтения мы будем пересказывать её. (повторное чтение сказки)
- Ребята, послушайте мой пересказ, а потом попробуйте составить свои собственные.
4. Образец воспитателя
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Решили они пойти в лес, дрова рубить. Увидели друзья на пути реку и не знают, как её перейти. Лапоть предложил переплыть реку на пузыре. А пузырь предложил перейти через реку по соломинке. Перетянулась соломинка с берега на берег, лапоть пошёл по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь начал так хохотать, что лопнул.
5. Пересказы детей
- Теперь попробуйте вы пересказать русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть», также ка я.
6. Оценка ответов детей
- Молодец Аня! Ты всё правильно рассказала про соломинку, пузыря и лаптя.
- Молодей Ваня! Ты рассказал очень хорошо. Ты говорил громко, четко и совсем не торопился.
- Умница Ксюша! Ты отлично рассказала про главных героев сказки, куда они пошли и как поступили в трудной ситуации.
3. Заключительная часть
1. Игровая ситуация по сказке — конструирование с использованием палочек Кюизенера
- Вот и подошло в концу наше занятие. Я предлагаю немного поиграть и заодно и вспомнить сказку. Ребята, как нашим героям можно было переправиться через реку?
- Друзья могли переплыть реку на плоту или перейти через неё по мосту.
- Очень хорошо дети. Давайте поможем пузырю, соломинке и лаптю, построим им мост.
- Смотрите, как я буду строить. Я беру короткую палочку голубого цвета и ставлю на стол, рядом ставлю другую, а между палочками речка (полоска бумаги.) Сверху накладываем две длинные палочки оранжевого цвета. Посмотрите, похоже на мостик?
- Да, отличный мостик.
- Теперь вы ребята попробуйте построить сами.
- Молодцы дети! У вас получились замечательные мосты для наших героев. Теперь они точно смогут переправиться через реку и нарубить дров в лесу.
2. Общая оценка деятельности детей и игра с мыльными пузырями
- Ребята, сегодня вы очень хорошо себя вели. Внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы и хорошо составили рассказы. В подарок наша посылка приготовила вам подарки — мыльные пузыри. Давайте устроим с вами праздник мыльных пузырей!