Ольга Постнова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Откуда хлеб пришел».
Цель: расширение и обогащение знаний детей о хлебе и его значении в жизни человека. Формирование у детей четкого понимания роли человеческого труда в производстве хлеба, воспитание уважительного и бережного отношения к хлебу.
Задачи:
- способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба в жизни человека.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Откуда хлеб пришел“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом такой важный и ценный продукт.
- познакомить детей с профессиями хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник и др.
- учить детей создавать красивый образ колоска, развивать чувство формы, мелкую моторику рук.
- развивать творческие способности детей.
- развивать речь, мышление, память
Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Методы и приемы:
Наглядные: показ иллюстраций, мнемосхем, презентация
Словесные: объяснение, описание, поощрения, использование художественного слова (литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь», пальчиковая гимнастика, физкультминутка, стихи.
Практические: самостоятельное и совместное изготовление поделок, аппликаций.
Материалы и оборудование: проектор, тесто, фартуки и колпаки, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, лэпбук.
Предварительная работа:
Работа по проекту «Что мы знаем о хлебе?» (2 мл. гр., лэпбук «Откуда хлеб пришел?», индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.
Структура: вводная часть, основная часть, заключительная часть.
Актуальность:
Актуальность данной темы состоит в том, что у современных детей нет понимания ценностного отношения, к труду человека работающего на сельскохозяйственном поле; хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине. Им трудно понять то, что чтобы вырастить хлеб необходимо приложить много сил и труда.
Ход занятия:
Вводная часть: Организационный момент: воспитатель приглашает детей занять свои места для проведения занятия. Вдруг раздается телефонный звонок.
Воспитатель: - Дети, минуточку внимания, нам кто-то звонит.
(включается аудиозапись разговора)
Волк: - Здравствуйте уважаемые воспитатели и дети! Вам звонит Волк. Не пугайтесь, пожалуйста, я добрый, но очень грустный.
Воспитатель: - Что случилось, Волк? Почему вы грустите?
Волк: - Просто я уже совсем взрослый, а не знаю, откуда же берется хлеб. А ведь он такой вкусный, я его очень люблю. Уважаемые воспитатели! Прочитайте вашим детям сказку про меня, я её отправил вам в детский сад. Ваши ребятки умные и добрые, они не будут надо мной смеяться. Они ведь всё знают, я надеюсь, что ребята расскажут мне как получить хлеб. А может и не нужно так много трудиться, чтобы хлеб получить?
Воспитатель: - Ребята, вы хотите ему помочь? Как вы думаете, мы можем помочь Волку?
Дети: - Да. Поможем.
Воспитатель: - До свидания уважаемый Волк! Мы напишем вам письмо, ждите ответа.
Воспитатель: - Дети, давайте скорее прочитаем сказку.
(читается литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»).
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, правду Волку сказали? Если хочешь есть вкусный хлеб, нужно очень много трудиться?
Ответы детей: - Да. Нет. Не знаем!
Воспитатель: - А вы хотите узнать, как хлеб на стол к нам попадает?
Дети: - Да. Очень хотим.
Воспитатель: - А как же мы с вами это можем узнать? У кого? Подскажите мне, пожалуйста.
Дети: - Можно посмотреть кино, можно в книжке прочитать, можно у мамы спросить и т. д.
Основная часть:
Воспитатель: - Молодцы, вы предложили много способов узнать правду о хлебе. А я хочу предложить вам отправиться в путешествие на автобусе, во время которого, я уверена, мы сможем получить ответы на многие вопросы.
- Мальчики, что вы хотите увидеть во время нашего путешествия?
Мальчики: - я хочу увидеть, что делает трактор на поле, а я хочу узнать, кто работает на комбайне, и т. д.
Воспитатель: - Девочки, а вы что хотите узнать?
Девочки: - я хочу узнать, как появляются колоски, а я хочу узнать, кто печет хлеб, и т. д.
Воспитатель: - Дети, занимайте места в автобусе, не забудьте пристегнуть ремни безопасности.
Речевая игра «Автобус» (строится автобус из стульев) - Мы в автобусе сидим, мы сидим, мы сидим, И в окошечко глядим, весело глядим. А мотор рычит, рычит – р-р-р,
На кого-то он ворчит – д-р-р, Мчит вперед машина – ж-ж-ж, Шуршит своими шинами – ш-ш-ш.
Воспитатель: - Остановка «Поле» слайд 1.
Воспитатель: - Ребята, куда же мы приехали? Подскажите мне, пожалуйста.
Дети: - Это поле, здесь зёрнышки растут.
Воспитатель: - А вы знаете, как они попадают в землю?
Дети: - Их посадили люди.
Воспитатель: - Правильно. Ребята, оказывается, выращивать и убирать хлеб, людям помогают «сильные машины».
Слайд 2.
Воспитатель: - Весной, когда снег тает, земля немного подсыхает, в поле выезжают трактора. Они тянут за собой железные плуги, вспахивают землю. А вы знаете, кто управляет трактором?
Дети: - шофёр, тракторист.
Воспитатель: - Правильно, это тракторист. Когда земля становится рыхлой, можно сеять зерно.
Слайд 3.
Воспитатель: - К трактору прикрепляются сеялки, они ровными рядами укладывают в почву зёрнышки. Давайте немного отдохнём и поиграем.
Упражнение «Трактора» (выполняются движения соответственно тексту).
Тара-тара-та-ра-ра, выезжают трактора. Будем землю пахать, будем рожь засевать.
Воспитатель: - Вот зёрнышки и попали в землю, теперь будем ждать, когда появятся колоски.
Физкультминутка.
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал, (кап-кап на ладошки)
И росточек подрастал. (медленно встают)
Воспитатель: - Дети, а вы знаете, как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: - Работники. Трактористы и др.
Воспитатель: - Это хлеборобы. Они выполняют очень трудную и важную работу. Всё лето зёрна созревают в колосьях.
Слайд № 4.
Посеяли хлеб хлеборобы весною, Созрел он и встал золотистой стеною.
И слышно: Ура! За уборку пора! Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Слайд № 5.
Воспитатель: - Мальчики, подскажите мне, пожалуйста, как называется эта «сильная машина»?
Мальчики: - Это комбайн.
Воспитатель: - На комбайне работает комбайнёр. Оказывается, комбайн собирает колосья и вымолачивает из них зёрна. А потом грузовые машины везут зерно на ЭЛЕВАТОРЫ – это место, где хранят зерно. Кто мне подскажет, а куда потом попадает зерно?
Дети: - На мельницу.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Давайте на автобусе поедем на мельницу.
(дети садятся в «автобус» и едут с той же песней)
Слайд № 6.
Воспитатель: - Раньше называлась мельница, а сейчас мукомольный завод. А кто работает на мукомольном заводе?
Дети: - Мельники.
Воспитатель: - На мельнице мелют зерно в муку. А куда же дальше отправляется мука?
Дети: - В магазин. На хлебозавод.
Слайд № 7.
Воспитатель: - Дети, вы, наверное, знаете, кто работает на хлебозаводе?
Дети: - Пекари.
Воспитатель: - Правильно, пекари. Слайд № 8.
Воспитатель: - Пекари замешивают тесто, пекут хлеб и другие хлебобулочные изделия. На хлебозаводе есть специальные машины «помощники» - они вымешивают много теста.
(проводится пальчиковая игра «Месим тесто»)
- Ой, ладушки, ладушки, испечём оладушки.
Замесим тесто, а тесту стало тесно.
Тесто выпало на стол, тесто выпало на пол.
Тесто убежало, начинай сначала.
Воспитатель: - Готовый хлеб отвозят в магазины. Там его покупают люди и несут домой. Вот так хлеб попадает на стол.
Слайд № 9.
Воспитатель: - Ребята, теперь вы знаете, как хлеб попал к нам на стол. Как нужно много трудиться, чтобы мы с вами могли попробовать вкусные пироги и булочки, а к обеду был хлеб на столе.
- А теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад.
(дети садятся в «автобус» и едут с той же песней)
Заключительная часть:
Воспитатель: - Как приятно вернуться обратно в группу. Дети, а помните, мы с вами хотели рассказать волку, как можно получить хлеб?
Дети: - Да. Мы ему письмо хотели написать.
Воспитатель: - Давайте все вместе вспомним всё по порядку. Как хлеб попал к нам на стол. (Предложить детям воспользоваться мнемотаблицей «Откуда хлеб пришел?» и лепбуком).
Дети: - (рассказывают)
Нужно вспахать землю, посеять зерно, подождать пока вырастет, потом нужно убрать зерно, потом смолотить и испечь хлеб.
(Воспитатель помогает детям правильно произносить названия машин, профессии людей сельскохозяйственного труда).
Воспитатель: - Ребята, а вы помните, что волк был очень грустный? Как мы можем его развеселить?
Дети: - Давайте позовём его в гости. Подарки ему сделаем и т. д.
Воспитатель: - Правильно, давайте сделаем ему подарки и отправим ему в лес. Предлагаю разделиться на три команды. У меня в коробке есть разноцветные жетоны, кто какой вытянет, тот в такой команде и будет.
(Дети соглашаются и делятся на команды).
1 команда лепит из солёного теста баранки и пирожки для Волка.
(подобное занятие было проведено ранее).
2 команда раскрашивает картинки с изображением «сильных машин» - трактора, комбайны, грузовики.
3 команда делает аппликацию «Колоски»
(Воспитатель объясняет детям последовательность действий).
Воспитатель: - Вот и готовы наши подарочки! Вы рассказывали, как из зёрнышка появился хлеб, а я записывала в это время. Письмо для нашего друга Волка – готово! Молодцы ребята! Теперь мы с вами знаем, чтобы получить вкусный хлеб, что нужно делать?
Дети: - Много трудиться и беречь хлеб!
Воспитатель: - Значит, правду Волку о хлебе рассказал его знакомый.
Сюрпризный момент – появляется пекарь с подносом, на котором лежат разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
Вот он - хлебушко душистый, вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал – пришёл.
В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём! С. Погореловский
Проводится чаепитие с хлебобулочными изделиями.
Используемая литература:
1. Емельянова Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
2. Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
3. Презентация «Откуда хлеб пришел»
4. Материалы интернет ресурсов
5. Хлеб, который мы едим. Барыкин К. К. М. ,1983