Елена Макарина
Программа по пластилинографии для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Волшебные комочки»- основной идей которой является рисования картин пластилин, пластилинография.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
К сожалению, проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки. Следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией, представляют себе, большую возможность для развития и обучения детей.
В нашей группе «Васильки», исходя из проведенной диагностики, было выявленно, у большинства детей слабо развита мелкая моторика рук. Исходя из этого, необходимо создавать условия для развития мелкой моторики, а также сенсорного развития и восприятия окружающего мира.
Поэтому, занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Также способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Цель кружка: развитие и укрепление мелкой моторики рук, творческих и художественных способностей у детей 3-4 лет в процессе лепки.
Задачи обучения:
• Развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
• Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
• Формировать и развивать навыки ручного труда;
Ожидаемый результат:
• Освоено качество соблюдения правил безопасности во время работы;
• Развито умение создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;
• Познакомились со свойствами пластилина, с различными приемами лепки, освоили техники лепки;
• Улучшены показатели мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности;
• Повысились технические навыки и умения (определены параметры диагностики)
• Расширили представление об окружающем мире.
Занятия проводятся раз в неделю, во второй половине дня.
Количество часов: 36 часов, один раз в неделю (по средам) по 15 минут.
Перспективное планирование занятий
Сентябрь
1. Диагностика
Выявить уровень развития моторики рук в продуктивной деятельности на начало учебного года
2. «Волшебный пластилин» (поиграй-ка). Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
3. «Яблоки». Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на одинаковом расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином.
4. «Осеннее дерево» Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска, прикреплять пластилин к основе. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук.
Октябрь
1.«Осенний дождик» Учить рисовать капли дождя путем отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина; отрабатывать прием «скатывания». Развивать мелкую моторику рук. Закрепить у детей способность определять цвет.
2. «Осенние листочки» Учить размазывать пластилин по изображению листика, закреплять умение не выходить за контуры, развивать силу пальчиков при надавливании. Воспитывать творческое воображение.
3. «Листопад» Продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, прикреплять их к основе и размазывать пальцем. Закреплять навыки отрывать кусочки. Развивать глазомер. Воспитывать умение видеть красоту.
4. «Овощи для засолки» Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы (круг и овал). Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте. Обобщать представления детей об овощах, их характерных особенностях. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.
Ноябрь
1.«Ягоды рябины» Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики. Закреплять прием сплющивания.
2. «Гроздь винограда» Учить формировать из отдельных ягод гроздь.
Закреплять знание цвета.
Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне.
3. «Чудо грибочки» Формировать у детей обобщенное понятие о грибах.
Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет.
4. «Кукле нашей шубку сшили, а про пуговки забыли» Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить у детей знания цвета предметов.
Декабрь
1.«Зимний лес» Учить детей приему - размазывания из столбика. Закрепить прием прямого раскатывания. Развивать согласованности в работе обеих рук.
2. «Снег идет» Расширять представления о зиме, закреплять знания о признаках зимы. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на одинаковом расстоянии друг от друга. Формировать интерес детей к зимним явлениям, снегопад, к работе с пластилином.
3. «Елочка красавица, всем ребятам нравится» Учить создавать образ елочки, ритмического рисунка веточек, направленных к низу в конусе. Развивать мелкую моторику рук.
4.«Белая снежинка села на ладошку» Формировать умение воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности. Вызвать интерес к процессу деятельности. Воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы.
Январь
2. «Снеговик» Закреплять практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Продолжать учить различать предметы по величине. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрение инициативы детей украсить знакомый образ.
3. «Моя любимая игрушка» учить технике создания изображения «игрушки» на плоскости при помощи пластилина.
4. «Моя любимая игрушка» Продолжать учить технике создания изображения «игрушки» на плоскости при помощи пластилина.
Февраль
1. «Машины» Учить покрывать пластилином сложное по форме изображение
Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. Учить доводить работу до конца.
2. «Самолет» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие, в своей работе пытаться передать строение самолёта. Самостоятельность в выборе цвета материала.
3. «Воздушные шары» Учить детей отщипывать небольшие кусочки и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
4. «Открытка для друга» Продолжаем знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки.
Март
1. «Цветы для мамы» Вызвать желание сделать подарок любимому человеку.
Продолжить знакомство детей с миром природы.
Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование».
Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями.
2. «Бусы для бабушки» Закреплять умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями. Учить располагать пластилиновые шарики по схеме. Познакомить детей с тем, как прикреплять бусинки на «веревочку» конкретного цвета.
3. «Три медведя» Продолжать знакомить детей со свойствами глины (мягкая, эластичная, легко лепится). Продолжать учить детей лепить сказочные образы животных после предварительного обследования по частям. Закреплять с детьми приёмы лепки: отщипывания, скатывания, оттягивания, прищипывания, присоединения и примазывания.
4. «Жар-птица» Закреплять умение размазывать пластилин по изображению, не выходя за контур. Развивать силу пальцев рук, умение соединять цвета. Воспитывать любовь к родной природе.
Апрель
1.«В гости к солнышку» Совершенствовать умение детей скатывать кусочек пластилина, круговыми движениями ладоней, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Развивать мелкую моторику рук.
2. «Ракета» Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (иллюминаторами)
3. «Божья коровка» Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на одинаковом расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка.
4. «Кораблик» Совершенствовать технику работы с пластилином.
Развивать образное мышление, творческое воображение.
Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка.
Май
1.«Бабочка» Продолжить знакомство детей с миром природы.
Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями.
2. «Салют» Продолжать учить детей использовать приемы размазывания и надавливания
3. «Земляничка» Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки; различать красный цвет, любоваться готовым изделием.
4. Диагностика.
Фотовыставка детских работ. Выявить уровень развития моторики рук в продуктивной деятельности на конец учебного года. Сравнить результаты развития мелкой моторики рук в начале года и в конце.