Фатхлисламова Валентина Вячеславовна
«Путешествие капельки». Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить и расширить знание детей о воде; ее свойствах; роли в жизни человека, животных, растений;
• Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
• Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
• Совершенствовать умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
Публикация «„Путешествие капельки“, Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
• Обогащать словарный запас.
Развивающие: Развивать связную речь детей, мышление, внимание, память. Развивать любознательность и наблюдательность.
Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, аккуратность при работе.
Методы и приемы:
- Приветствие;
- Сюрпризные момент;
- Словесная игра «Кому и для чего нужна вода?»;
- Физкультминутка «Вы слыхали о воде…»;
- Демонстрация для детей на Стеклограме «Круговорот воды в природе»;
- Физкультминутка «Путешествие капельки»;
- Опыты в мини лаборатории;
- Выводы детей.
Материалы и оборудование: колокольчик; глобус; стеклограм; пипетка; кисточка; картинки «Круговорот воды в природе», «Правила в лаборатории»; солнышко; халаты для детей; подносы; кленки; пластмассовые стаканчики; салфетки; льдинки; снег прозрачном мешочке; термокружка и стекло.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Прозвенел уже звоночек,
Собираемся в кружочек.
Собрались ребята в круг,
Справа друг и слева друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Для того чтобы узнать о чём сегодня пойдёт речь предлагаю отгадать загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без… (воды)
Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой». Как вы думаете почему? (Ответы детей). Потому, что большую часть земли занимает вода. Давайте посмотрим на нашу планету. Ребята – это глобус, маленькая модель нашей земли. Ребята, а какой формы наша планета Земля? Посмотрите как много на нем голубого цвета. Как вы думаете, что это? (показ глобуса)
Словесная игра «Кому и для чего нужна вода?»
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кому нужна вода?
Дети: Животным, птицам, рыбам, растениями людям.
Воспитатель: Дети, для чего нужна вода?
Дети: Мыть, стирать, купаться, поливать и т. п.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Физкультминутка «Вы слыхали о воде…»
Воспитатель: На меня все посмотрите, слова и движения за мной повторите!
Вы слыхали о воде? «Прислушиваемся», рука возле уха
Говорят, она везде! Разводим руки в стороны
В луже, в море, в океане Руками показываем маленький круг, побольше и руки в стороны
И в водопроводном кране, Соединить большой, указательный и средний палец вместе,
«капаем» в ладошку
Как сосулька замерзает, Соединяем ладошки «домиком» над головой
В лес туманом заползает, Пальцы расставляем в стороны и поднимаем руки вверх, слегка дрожа ими
На плите у нас кипит, Прямой рукой провести линию в воздухе
Паром чайника свистит. Глубоко вдыхаем носом, на выдохе говорим «с-с-с».
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться. Имитируем движения
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить! Указательным пальцем «грозим».
Демонстрация для детей на Стеклограме «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Ребята, вода — удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Предлагаю с вами в этом разберемся. Присаживайтесь на стульчики.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Солнышко просыпается,
Воздух согревается
И с земли вода испаряется…
Капельки воды вверх поднимаются,
Тучи на небе собираются
И дождем на землю проливаются.
Дождь - это вода!
А лужа, что осталась после дождя,
Куда девается?
Лужа в водяной пар превращается
И все, все вокруг
В тумане растворяется…
Туман это вода!
Солнышко на небе опять появляется
И вода из океана и рек тоже испаряется,
И в облако превращается!
Облако – это вода!
А сейчас зимой на землю
Снегом опускается!
В зимнюю сказку превращается!
Снег – это тоже вода!
Такой путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан называется круговорот воды в природе. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует.
Физкультминутка «Путешествие капельки»
Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю превратится в такие капельки!
Солнце. Жарко, Стало тише,
Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже!
Молодцы ребята, как вы здорово играли!
Воспитатель: Ребята, вода может изменяться в зависимости от погоды, от температуры воздуха и времени года. Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, где мы с вами проверим в каком состоянии может встречаться вода в природе. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких исследователей и будем проводить опыты.
(дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, садятся).
Опыты в мини лаборатории
Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
• Не шуметь – этим мы мешаем другим;
• Ничего не трогать без разрешения;
• Ничего не пробовать на вкус;
• Соблюдать осторожность.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что лежит у вас на столах?
Ребенок: Подносы, салфетки, банки с водой.
Опыт 1
Воспитатель: Возьмите льдинки в руки, погрейте.
Воспитатель раздает детям льдинки. Дети берут лед в ладони.
Воспитатель: Что можно сказать про лёд?
Ребенок: Он очень холодный, твердый.
Воспитатель: А когда лёд тает, что остаётся на ладони.
Ребенок: Вода.
Воспитатель: Почему лёд тает?
Дети: Потому что тепло, руки теплые.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Вывод: Лед тает от тепла и превращается в воду, потому что лед – это замершая вода!
Опыт 2
Воспитатель: Бросьте льдинку в банку с водой. Что вы видите?
Воспитатель: А почему они плавают?
Дети: Они очень легкие.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Вывод: Лед плавает, потому что он легче воды!
Опыт 3
Воспитатель достает снег в прозрачном мешочке.
Воспитатель: Что это? снег из чего состоит?
Дети: Из снежинок.
Воспитатель: Коллеги, а что же такое снежинка?
Ребенок: Это замёрзшая капелька воды
Воспитатель: Возьмите понемногу снега в руки.
Воспитатель: Что происходит со снегом, когда он попадает на ладошку?
Ребенок: Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Вывод: Снег тает от тепла и превращается в воду, потому что снег – это тоже вода!
Физкультминутка «Ручки согреваем…»
Ручки, ручки потираем,
Ручки, ручки согреваем.
(Дети потирают одну ладонь о другую)
Не замерзнут ручки – крошки –
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
(Хлопают в ладоши)
Опыт 4
Воспитатель наливает кипяток в термокружку, над горячей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды.
Воспитатель: Коллеги, обратите внимание, у меня в руках термокружка. Она может очень долго сохранять тепло. В нее я налила горячую воду, поэтому при проведении нашего эксперимента будем очень осторожны, чтобы не обжечься. Этот эксперимент буду проводить только я, а вы внимательно смотрите.
Воспитатель: Я открываю термокружку, в которой у меня горячая вода, а в нашей лаборатории прохладно и поэтому хорошо видно пар. Я закрою кружку стеклом, чтобы наш пар не испарился в воздух. И посмотрите, что появилось на стекле? (Ответы детей) Правильно это капельки воды!
Воспитатель: Уважаемые коллеги, какой вывод мы можем с вами сделать? (показывает схему)
Ребенок: Выводы: когда вода нагревается, то становится паром, пар, попав, на холодное стекло, остыл и опять стал водой.
Воспитатель: Сегодня мы очень много узнали о воде, провели опыты. Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, три состояния воды, о которых мы сегодня узнали. (показывает картинку)
Дети: Вода бывает в твердом виде – это снег и лед. В жидком виде – это вода. И в газообразном – это пар, облако и туман.
Воспитатель: Молодцы мои юные исследователи! Наша работа в лаборатории подошла к завершению. Скажите, а что вам больше всего сегодня понравилось?
(Ответы детей)
Запомните, мои юные исследователи, очень важно беречь много воды на планете, ее надо беречь. А как мы ее можем сберечь?
Дети: Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера.
Свободная беседа детей по проделанной работе.