Лаптева Татьяна Дмитриевна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в лес» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для старших дошкольников
Цели: ознакомление с правилами поведения в лесу, формирование экологической культуры.
Задачи:
Образовательные. Расширять представления детей о растениях и животных, активизировать словарный запас по теме, формировать грамматический строй речи.
Развивающие. Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, дыхание, мелкую и общую моторику, связную речь.
Воспитательные. Воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому.
Темочки:
Оборудование: листья с деревьев (дубовый, кленовый, березовый, каштановый, рябиновый, конверт с письмом, аудиозапись (шум леса, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная бумага, пластилин, доски, катушки, трубочки, крышки. Картинный материал: картины с изображением разных видов леса (лиственный, хвойный, смешанный, карточки-схемы видов леса, ребусы, деревья, знаки.
Предварительная работа: беседы о природе, о бережном отношении к лесу, составление описательных рассказов, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулках за деревьями, насекомыми, разучивание стихотворений, рисование, лепка, аппликации.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
- Ребята, сегодня ночью был сильный ветер, и к нам в группу принесло много листьев. Посмотрите, какие они разные. Но что это? (Воспитатель показывает запечатанный конверт, который лежит среди листьев). Прочитаем?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы - лесные жители, приглашаем вас в гости. Наш дом – лес. У нас много цветов, кустарников, деревьев. Приходите к нам в гости. С уважением заяц, белка, ежик»
Основная часть
- Ребята, отправимся в путешествие? Тогда нам нужно произнести заклинание. Оно поможет нам очутиться в лесу.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка.
Как листочки, покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес! (Звучит шум леса)
- С каких деревьев залетели листья в группу. Игра «С какого дерева листок»
(Дети разбирают листья и по очереди называют, с какого дерева листок. Например: Это лист с клёна, значит он кленовый. Этот лист с березы - березовый. Затем приклепляют к соответствующему дереву.)
- Что такое лес? (Ответы детей)
Воспитатель: Лес – это большое сообщество растений, животных, насекомых. Настоящее дружное царство.
- Как называется лес, в котором растут только деревья с листьями (Лиственный)
- А если в лесу деревья с иголками – хвоей, то лес называется… (Хвойный)
- Подумайте, какое название у леса, в котором растут и лиственные и хвойные деревья (Смешанный)
- Чем полезен лес для здоровья человека? (Ответы детей)
Лес снабжает нас кислородом.
- Вдохните, почувствуйте запах леса, и выдохните (дыхательная гимнастика).
- Чем богат лес, вам подскажут ребусы. Для этого нам нужно разделиться на три команды.
( На столе приготовлены карточки-схемы с разными видами леса: ель - хвойный лес; дуб - лиственный лес; ель и дуб - смешанный лес) по количеству детей. Дети выбирают карточку и подходят к картинке с изображение соответствующего леса (цветные картины).
Ребусы: ягоды, грибы, древесина.
(Древесиной называют внутреннюю часть дерева, которая находится под корой.)
- Что делают из древесины? (Бумагу, мебель, одежда и др.)
- А в лесу есть не только растительный мир, но и животный.
Физкультминутка "Звериная зарядка"
Раз - присядка, Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны).
- Представьте, что будет если…
* один мальчик сломает ветку? А два? А три?
* в выходной из леса одна семья привезет охапку подснежников? Две семья? Пять?
* один мальчик бросит бутылку из-под Колы на поляне? А два? А три? А много детей?
* одна семья оставит костер не потушенным? А две?
Вывод: Если природа погибнет, то и люди пострадают, а чтобы этого не случилось нужно знать и выполнять правила поведения в природе.
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? Нет.
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? Нет.
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? Да.
А муравейник разорю? Нет
А костер оставлю? Нет
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? Да.
Если разведу костер,
А тушить не буду? Нет.
Если сильно насорю
И убрать забуду? Нет.
Если мусор уберу,
Банку закопаю? Да.
Я люблю свою природу
Я ей помогаю! Да.
- А чтобы эти правила поведения в лесу выполняли не только вы, но и другие, мы с вами приготовим знаки запрещающие и разрешающие.
Дети сами выбирают, из каких материалов будут сделаны их знаки.
Заключительная часть
Воспитатель предлагает назвать результат деятельности, способы достижения и выяснения практического применения.
- Ребята, а где еще могут пригодиться эти правила? (В парке, на прогулке, у водоемов)
Изготовленные детьми знаки могут быть использованы в сюжетно-ролевых и настольных играх.