Анна Нефедова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Как и для чего человек дышит»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с дыхательной системой человека.
2. Продолжать развивать умение детей рассуждать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать у детей умение работать в подгруппах, в парах.
4. Продолжать воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Материал: стаканы с водой, трубочки для коктейля, не надутые воздушные шары, интерактивная доска, индивидуальные разрезные карточки с изображением дыхательной системы, султанчики по количеству детей, бейджики, индивидуальные дневники наблюдения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Как и для чего человек дышит“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сейчас погода на улице? (Ответы детей). Я согласна с вами. А как вы догадались? (Ответы детей.)
Воспитатель: Все верно вы сказали. Вы знаете, в последнее время я стала замечать необычное явление. Выхожу утром из дома, вздохну полной грудью, выдохну, и передо мной появляется неизвестно откуда небольшое облачко. Вот и сегодня, когда я шла к вам, передо мной все время было это облачко. Как вы думаете, что это за облачко? Откуда оно взялось? (Ответы детей.)
Воспитатель: Интересные у вас предположения. Оказывается, что внутри человека есть воздух. Как вы думаете, откуда в человеке воздух? (Ответы детей.)
Воспитатель: Положите руку на грудь, почувствуйте свое дыхание. А теперь подумайте и ответьте мне, для чего человек дышит?
Предположения детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. Человек – это живое существо, а все живое дышит.
(Слайд1)
Воспитатель: Дыхание нужно для жизни. Человеку важен кислород, который находится в воздухе. Мы дышим и вместе с воздухом получаем кислород.
(Слайд 2.)
Воспитатель: Как вы думаете, с помощью, каких органов осуществляется дыхание человека?
(Ответы детей)
Воспитатель: Для того чтобы дышать у человека есть органы. Давайте обратим внимание на экран.
(Слайд 3)
Это легкие. На что они похожи? Верно, они похожи на два мешочка и находятся справа и слева. Покажите, где у вас легкие. Правильно. Когда мы с вами вдыхаем, наша грудь поднимается – легкие расширяются и свежий воздух наполняет их, и по нашему телу разносится кислород. Когда мы делаем выдох – легкие выпускают воздух и сжимаются. Легкие, как и наше сердце, работают и днем, и ночью, никогда не отдыхая. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Потому что без кислорода человеческий организм не может жить. Ребята, а как вы думаете, воздух сразу попадает в легкие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, прежде всего, воздух попадает в нос. Там он очищается от пыли, грязи и согревается. Затем через горло попадает в трахею и бронхи – это специальные трубочки – и только потом попадает в легкие. Ребята, кто запомнил? Кто может рассказать сам о том, как воздух попадает к нам в организм?
(Рассказ ребенка)
Воспитатель: Молодец. Все правильно рассказал (а). А сейчас я предлагаю каждому собрать полную картинку с изображением органов дыхания.
Индивидуальная работа детей с карточками.
Воспитатель: Молодцы. Правильно сложили. Ребята, вместе все эти органы называются дыхательной системой человека. Как вы думаете, почему они так называются? Для чего они нам нужны?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, вы любите играть?
(Слайд 4.)
Проводится дыхательное упражнение «Султанчики» и «Лошадки фыркают».
(дети дуют как можно дольше на султанчики).
Воспитатель: Умнички! А сейчас я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Именно там ученые экспериментируют, проводят различные исследования и опыты. Как вы думаете, как называется это место?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, это лаборатория.
(Слайд 5)
И сейчас мы с вами тоже будем, как настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Проходите в нашу лабораторию. У всех ученых есть отличительные значки – бейджики. Выберите себе бейджик и закрепите его.
А еще в лаборатории есть правила:
(Слайд 6.)
- внимательно слушать;
- точно выполнять все указания;
- аккуратно работать с оборудованием;
- в конце опыта делать выводы;
- Кто запомнил правила? Повтори, пожалуйста.
- Посмотрите вокруг, что вы видите на столах? Как вы думаете, для чего нужно все это оборудование?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Все это оборудование нужно для наших опытов. Вспомните, что происходит с легкими при дыхании? Правильно, при вдохе они наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе воздух выходит из легких и они сжимаются. Слайд 7. Сейчас я вам предлагаю взять воздушные шарики и надуть их. Представьте себе, что это легкие человека. Что произошло с ними? А сейчас сдуйте шарики. Что сейчас произошло с легкими?
Вывод: наши легкие, как воздушные шарики, при вдохе наполняются воздухом и становятся больше, а при выдохе воздух выходит из легких и они сдуваются.
Воспитатель: Следующий опыт.
(Слайд 8)
Возьмите стакан с водой и трубочку. Что вы будете делать дальше? Предположения детей. Результат опыта вам нужно будет зарисовать. Проведение опыта детьми самостоятельно.
- Что у вас получилось? Какой можно сделать вывод? Вывод: мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков.
-Как вы думаете, для чего человеку нужен воздух?
(Слайд 9.)
Кто запомнил, как воздух попадает к нам в организм?
Ответы детей.
Воспитатель: Как можно еще узнать, что в нашем организме есть воздух?
(Слайд 10.)
Интересные предположения. Я предлагаю вам подуть на ладошку. Что вы почувствовали? А как вы думаете, почему мы выдохнули теплый воздух, ведь мы вдыхаем холодный?
Вывод: попадая в организм, холодный воздух нагревается и, поэтому мы выдыхаем теплый воздух.
Воспитатель: Что мы с вами узнали с помощью опытов? Правильно, мы узнали, что наши легкие при вдохе наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – сжимаются; мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков; попадая в организм человека, холодный воздух нагревается.
А еще в нашей лаборатории на экране есть интересный кадр. Он научит нас правильно дышать. Как вы думаете, вы правильно дышите? Хотите проверить? Давайте мы с вами посмотрим и потренируемся.
(Слайд 11.)
Смотрим картинку йоги и тренируемся. Все садятся в круг на ковре и спокойно дышат через нос под плавную, спокойную музыку.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужно правильно дышать? Как чувствует себя человек, если дышит неглубоко, поверхностно? А если он научился правильно дышать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Все верно. Сейчас я предлагаю вам объединиться в команды по 4 человека по цвету ваших бейджиков. У нас получилась команда синих и команда зеленых. Перед вами на столах лежат различные картинки. Ваша задача – выбрать только те картинки, где человек заботится о своем здоровье, укрепляет дыхательную систему. Выбранные картинки поместите на мольберт. (Работа детей в подгруппах.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Объяснения детей.
- Молодцы, ребята. А теперь скажите мне, пожалуйста, как же человек должен заботиться о своей дыхательной системе? Предположения детей.
(Слайд 12, 13, 14, 15.)
Воспитатель: Что вы нового сегодня узнали? Было кому - то трудно из вас? В чем? Мне тоже понравилось с вами работать. А теперь, маленький музыкальный подарок для наших гостей – танец – разминка «Барбарики».
Спасибо всем.