Карасик Татьяна
Конспект ОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Космическое путешествие на Родину Лунтика»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области
«Институт развития образования»
Итоговая аттестация.
Конспект образовательной деятельности
По познавательному развитию
Детей подготовительной группы
Тема: «Космическое путешествие на родину Лунтика»
Выполнила:
слушатель курсов повышения квалификации
Карасик Татьяна Борисовна
г. Липецк-2016
Структура конспекта ОД
1. Цель:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Создание ситуаций способствующих развитию детей направленное на расширение, систематизацию и закрепление представлений детей о луне, космосе, космонавтике.
2. Задачи:
• Образовательные – дополнить и систематизировать знание детей о спутнике земли – луне, о солнечной системе. Через опытническую деятельность дать детям представление об образование кратеров на поверхности планет.
• Развивающие – развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, способность к моделированию и конструированию. Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных. Совершенствовать стремление высказывать свои мысли, активизировать в речи детей слова : космос, космонавты, скафандр, ракета, комета, метеорит, астероид, спутник, перегрузка, невесомость, планета.
• Воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к космической тематике. Формировать умение трудиться в коллективе. Проявлять инициативу, настойчивость в достижении цели. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Дополнительные задачи:
3. Приоритетная образовательная области:
• Познавательное развитие – развивать исследовательскую активность, любознательность. Формировать устойчивые познавательные интересы.
• Социально-коммуникативная – формировать у детей умение решать поставленные задачи.
• Речевое развитие – развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы. Излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать культуру речевого общения. Расширять словарный запас за счет слов на космическую тематику.
• Физическое развитие – через динамические упражнения и пальчиковую гимнастику, способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы.
4. Планируемые результаты:
По средствам игры «Составь предложения» дети совершенствуют работу над грамматическим строем речи.
Через игру «Толковый словарик» активизируется словарный запас детей. Беседа «Какая она Луна» пополнит знание детей о луне. Демонстрация опыта покажет детям процесс формирования кратеров на поверхностях планет. При конструировании ракеты дети формируют навыки сотрудничества в процессе выбора партнеров.
5. Целевые ориентиры:
Стремиться к тому, чтобы дети овладевали основными способами деятельности. Проявляли инициативу и самостоятельность в играх, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании. Были способны выбирать участников по совместной деятельности и умели договариваться учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей. Стремиться к хорошему владению устной речи, к умению выражать свои мысли и желания. Поддерживать проявление любознательности, умение устанавливать причинно-следственные связи, желание экспериментировать. Воспитывать проявление патриотических чувств, ощущение гордости за свою страну.
6. Материалы и оборудование:
1. Воздушный шар
2. Письмо от Лунтика
3. Фотографии и иллюстрации на тему космос
4. Карточки «расскажите детям о космосе»
5. Музыкальная фонограмма
6. Карточки для игр: «составь предложение», «Толковый словарик»
7. Мяч для игры «назови слово»
8. Наборы строительного материала (4 штуки)
9. 4 стола
10. 4 схемы для сбора ракеты
11. Предметные картинки с изображением одежды
12. Поднос с мукой
13. Миска с горохом, желудями и рисом
14. Карточки для определения фазы Луны (по числу детей)
15. Карандаши (по числу детей)
16. Мультимедийная система
7. Предварительная работа:
Просмотр документальных фильмов о космосе, мультфильмов про Лунтика, чтение статей в энциклопедии о космосе, рассматривание иллюстраций и фотографий связанных с космосом.
Вводная часть
Через заранее спланированную проблемную ситуацию создать условия увлеченности. Направить усилия детей на освоение и приобретение новых знаний и умений и на желание продемонстрировать уже имеющиеся. Подвести детей к выводу : «Чтобы помочь Лунтику, нужно отправиться в путешествие. А для этого нужно сконструировать ракету.»
Основная часть
Для повышения эффективности и поддержания интереса к деятельности использовать практический метод – конструирование ракеты по заданной схеме. Экспериментальный метод – образование кратеров. Словестный – беседа о Луне. Игровой – дидактические игры: «Толковый словарик», «Четвертый лишний», «Назови слово», «Составь предложения».
Создать условия для осмысления каждого шага через задаваемые вопросы: «Как называют людей которые летают в космос?», «Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать космонавтом?», «Почему для полета в космос нельзя использовать самолет или вертолёт?», «Отчего зависит размер кратеров и их количество?». Через метод экспериментирования развивать познавательную активность.
Заключительная часть
При получении ответов на вопросы проблемно-поискового характера выяснить степень усвоения нового материала. Донести до детей информацию, чем они будут заниматься на следующем занятии.
Ход занятия
В-тель:
-Ребята подойдите сюда. Нас всех ждет сюрприз, а о нем расскажет Соня.
Соня Трофимова рассказывает о том, как она обнаружила за окном воздушный шар с письмом.
В-ль открывает конверт и достает изображение Лунтика и письмо от него. Читает: «Здравствуйте, ребята! Я думаю, вы меня узнали. Вы знаете, что я родился на луне? А потом очутился на Земле. Теперь живу с Бабой Капой и Шершулей. Но я совсем ничего не знаю о своей родине. Баба Капа посоветовала мне обратиться к Вам. Она сказала, что вы обязательно мне поможете узнать что-нибудь о моей родине. Жду вашей помощи.»
В-ль: Ну что, ребята, Лунтик на нас надеется. Мы сможем ему помочь? А как нам это сделать? (Подвести детей к ответу, что нужно отправиться в путешествие на Луну). А на чем же мы отправимся на Луну? А почему нельзя полететь на самолете?
Детям предлагается поделиться на 4 команды. Каждая команда получает по набору строительного материала и по схеме согласно которой нужно сконструировать ракету. На 4-х столах дети конструируют ракеты.
В-ль:
Молодцы! Все справились с заданием. Посмотрите какие ракеты на нашем космодроме, всем хватит места.
Теперь давайте выберем одежду необходимую для полета в космос. (Рассматривают предметный картинки с изображением разной одежды)
В-ль:
Ребята, Вы сделали правильный выбор! Почему вы решили, что именно в скафандре нужно лететь в космос? Он защищает от вредных воздействий, так как сделан из специальных материалов.
В-ль:
Ребята, давайте вспомним, как называются люди, которые надев скафандр и сев в ракету, отправляются в космос? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? Да, видите сколькими положительными качествами нужно обладать, чтобы стать космонавтом. Поэтому люди проходят очень серьезную подготовку.
Сейчас нам тоже предстоит пройти испытание. Каждая команда получит карточки. В них написаны слова. Из этих слов нужно составить предложения. У каждой команды свое задание:
1. Корабль, на, летит, космический, Луну.
2. Мы, Земля, живем, планете, на.
3. Девять, вокруг, вращается, Солнца, планет.
4. Первый, Гагарин, полет, в, космос, совершил.
В-ль:
Все справились с задание. Давайте займем свои места в космическом корабле. (дети рассаживаются на стулья)
А теперь предстартовая подготовка. Для этого Вам нужно образовать от слов, отвечающих на вопрос «Что?», слова отвечающие на вопрос «Какой?» (звезда – звездный, туман – туманный и т. д.)
Молодцы, и с этим заданием справились!
Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете!
На носочки поднялись,
И взметнули руки ввысь.
Раз, два, три, четыре, пять - подтянись!
Шесть, семь, восемь, девять, десять – повернись!
Вот летит ракета ввысь!
(Звучит беспокойная музыка)
В-ль:
Ребята, ваши руки, ноги и головы становятся тяжелыми. Вам тяжело двигаться. Такое состояние в космосе называется перегрузкой. (звучит спокойная музыка)
В-ль:
Но вот становиться легче и легче. Ваши ноги, руки и головы обретают легкость. Это состояние называется невесомостью. Нам еще долго лететь. Чтобы скоротать время, давайте поиграем в игру с мячом «Назови слово». У кого в руках окажется мяч, тот должен назвать слово связанное с космосом.
В-ль:
Ой, мне показалось, что-то за иллюминатом пролетело. (ответы детей)
Да ребята, это метеорит. В космосе очень много метеоритов. Это осколки давно взорвавшихся звезд. Состоят они из камня, льда и даже железа. Есть такая примета: когда падает метеорит, нужно загадать желание. И оно обязательно сбудется. Давайте каждый про себя загадает желание. Внимание наш космический корабль приближается к спутнику Земли - Луне. Готовимся к посадке. Спускаемый аппарат летит в каком-то тумане. И вдруг - мягкий толчок и….тишина. Мы прилунились. (на экран выводиться изображение луны). Луна – это спутник Земли. Она сияет на ночном небе. В бинокль можно наблюдать на Луне темные пятна. Это кратеры, которые образуются от падения на ее поверхность комет и метеоритов. На Луне нет ни воды, ни воздуха. Никогда не идет дождь и не бывает снега. Днем температура +120 градусов, а ночью – 170 градусов. Луна светит, потому что ее освещает Солнце. С Земли мы видим ее, то круглой, то в виде серпа. Иногда ее совсем не видно. Потому что мы видим только ту часть Луны, на которую падают солнечные лучи. А невидимую часть закрывает от Солнца наша Земля. Как узнать растет Луна или убывает? Нужно провести от полумесяца вниз черточку, если после этого получиться буква Р, Луна - растущая. Пройдите в соседний отсек, на столе лежат карточки и карандаши. На карточках изображена Луна, вам нужно определить в какой фазе она находится. (Дети выполняют задание)
В-ль:
Обратите внимание на поверхность луны, вся она состоит из кратеров. Как вы думаете как они появились? (ответы детей)
В-ль:
А хотите своими глазами увидеть и своими руками создать такие кратеры?
Опыт «Метеориты и метеоритные кратеры» : Вноситься большой поднос с мукой.
В-ль: представьте, что мука это поверхность планеты. А фасоль, желуди и рис – это метеориты. Метеориты летят в космосе с огромной скоростью и размеры у них бывают разные. (Дети подходят к столу, берут из миски «метеориты» и бросают в муку)
В-ль:
Отчего зависит размер кратеров? Правильно, чем больше метеорит, тем больше диаметр кратера. А от чего зависит количество кратеров? Верно – от количества упавших метеоритов.
В-ль: Ребята пришло время собираться в обратный путь. Занимайте места в космическом корабле.
Заключительная часть
Ну вот, ребята, мы и познакомились со спутником Земли - Луной. А кто-нибудь из вас, хотел бы остаться на Луне?
Почему? А почему сейчас нельзя жить на Луне? (нет воздуха, воды, резкая смена температуры, постоянное падение метеоритов)
Когда мы вернемся на Землю, то пригласим в гости Лунтика и обязательно расскажем ему о нашем полете. А как вы думаете, Лунтик расстроится, когда узнает, что сейчас на Луне нет жизни? А как его можно успокоить? (ответы детей)
А еще, мы расскажем ему, что современные ученые работаю над тем, чтобы заселить Луну. Построить Луноград.
В-ль:
Ребята, мы не заметили как приземлились. Посмотрите в иллюминаторы, какая красота нас окружает. Яркое солнце, голубое небо, свежий воздух, чистая вода, зеленая трава, красивые цветы. Лунтику очень повезло, что он очутился на Земле и стал землянином!