Юлия Шубина
Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию «Экскурсия по родному городу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мы горячо любим свою Родину – Россию.
Но у каждого из нас есть особые чувства к родному краю,
селу или городу, где нам довелось родиться,
учиться, начать трудовую жизнь.
Это родной край наших отцов и матерей, земля,
которую нам хранить и украшать.
Д. И. Копылов.
Образовательные области : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию „Экскурсия по родному городу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Цель: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории родного края, знакомство с его прошлым и настоящим.
Задачи:
• Расширять и закреплять знания детей о родном городе.
• Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу.
• Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
• Воспитывать любовь к родному краю.
• Формировать умения устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.
Предварительная работа.
• Рассказы воспитателя о родном городе.
• Чтение и заучивание стихов о Самаре.
• Рассматривание фотографиий с изображениями видов и достопримечательностей Самары.
• Экскурсии родителей с детьми.
• Изготовление альбомов о Самаре.
• Рисование рисунков.
Ход занятия.
Дети входят в зал и встают около воспитателя.
Воспитатель : — Если скажешь слово Родина
Сразу в памяти встает,
Старый дом, в саду смородина
Старый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор
А другим наверно вспомниться
Свой родной из детства двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседской фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина у всех конечно разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель : — У нас с вами одна Родина — наша страна, которая называется…Россия
Посмотрите на карту. Это наша огромная страна. (Слайд № 1) Много в ней городов, сёл и деревень. Ребята, а как вы понимаете выражение «моя малая родина». (Ответы детей).
Воспитатель : — Вы все правильно сказали, что у каждого из нас есть своя малая Родина-край, в котором ты родился и вырос, где прошло твое детство, где ты живешь, где твой дом, где твоя родная земля.
И где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, ты всегда будешь вспоминать свой родной край.
Поэтому знать и любить тот край, в котором ты вырос, где живут твои родные и близкие люди - главное для каждого человека.
Дети садятся на стульчики.
Велик, прекрасен город наш
Над вольною рекой
И самый лучший он для нас
Родной и дорогой.
Ребята, я прочитала вам стихотворение о нашем родном городе, в котором мы живём. Посмотрите, как красив наш город. Как он называется? (Наш город называется Самара). Слайд № 2
Ребята, а кто знает стихотворения о Самаре? (выходят два ребёнка)
Слайд № 3
«Милей Самары сердцу нет».
Самара-милый городок,
Люблю твои дома и парки.
Любовь моя берёт исток
Там, где Алексий путь предрёк
И в Волгу врезалась Самарка.
Почти полтыщи быстрых лет
Растёт с часовенки мой город.
Милей Самары сердцу нет.
Здесь жили прадед мой и дед,
И уголок мне каждый дорог.
Милей Самары сердцу нет
Когда на набережной летом
Улыбкой город мой согрет,
А яркий пляжный гриб-берёт
Танцует с радужным букетом.
Когда приходит листопад
И в буйстве красок звон природы
Встречает осень слёзы года,
И замирает грустный взгляд
За уходящим теплоходом».
Павлова Л.
Вот какими красивыми словами поэт описала наш родной город.
-А что вы можете сказать о своем городе? Какой он? (большой, красивый, родной, самый лучший и. т. д.)
-Но наш город не всегда был такой, как сейчас, когда-то на его месте было дикое поле. И как у каждого города или поселка, у Самары есть своя история. Хотите с ней познакомиться?
-А чтобы узнать о прошлом своего родного края мы отправимся в путешествие в прошлое нашего города. Готовы? (Ответы детей)
Воспитатель начинает рассказ. (Слайд № 4).
У нашего города красивое старинное название Самара. В 1586 году,
432 года назад, недалеко от слияния двух рек, Волги и Самары, была построена крепость. Самара изначально была небольшим бревенчатым городком с высокими стенами и дозорными вышками. Гарнизон города отражал набеги степных кочевников, да лихих разбойников. Постепенно население города росло. Вокруг крепости стали селиться ремесленники, крестьяне, торговцы. (Слайд № 5). В 1851 году город Самара стал губернским городом и столицей Самарской губернии, насчитывающая 15 тысяч человек. С этих пор город стал бурно развиваться; известен был как «русский Чикаго» благодаря гигантским мельницам, многочисленным заводикам, амбарам. (Слайд № 6). В городе насчитывалось 375 торговых лавок, и Самарская губерния была лидером по количеству собираемой пшеницы в Российской империи. В старой Самаре было много особняков, церквей, красивых зданий. (Показ слайдов №7, 8,9). Вы можете увидеть старинные дома в центре современной Самары. Было время, когда наш город переименовали. Кто знает, как много лет назывался наш город? (Куйбышев). Но горожане решили вернуть городу старинное красивое название. И такое решение горожан поддержало правительство нашей страны. Так наш город вновь стал называться Самарой.
Сегодня наша Самара - это очень большой, красивый, современный город, в котором живут больше миллиона человек; это крупный промышленный, научный и культурный центр. (Слайд № 10, 11).
А сейчас, ребята, вставайте в круг. Физкультминутка «Город»
Этот город! Как высок он! (Взявшись за руки поднимаем руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон! (показывают крыши и распахивают руками как окна)
Город наш такой большой, (руки в стороны)
Он уютный и живой, (обнимаем себя)
Он сверкает и цветёт, (руками показываем «фонарики»)
Город улыбается, (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится! (знак «класс»)
А для того, чтобы узнать, как вы знаете свой родной город, я сейчас проведу с вами викторину.
(Слайд № 12) Герб города. Что это, ребята? (Ответы детей). Правильно – это герб нашего города. Воспитатель предлагает детям собрать герб города из частей (Д/и «Разрезные картинки»). Затем один ребёнок рассказывает о символике города.
Герб Самары выглядит так. В лазуревом щите серебряная коза, стоящая на зелёной траве. Каждый цвет, что-то символизирует. Лазурный символизирует величие, красоту, ясность. Зелёный - надежду, изобилие, свободу. Золотой - богатство, силу, верность, постоянство. И серебряный - нравственную чистоту.
Воспитатель. Ребята, а почему наш город является областным центром? (Ответы детей). Какие города входят в состав Самарской области? (Ответы детей). Самара, Жигулёвск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Сызрань, Тольятти, Чапаевск.
Кто является губернатором Самарской области? (Дмитрий Игоревич Азаров) Что является его обязанностями? (Ответы детей).
Воспитатель. Самара очень большой город с населением почти 1200000 человек. Наш город разделён на районы. Назовите мне районы города. (Ленинский, Куйбышевский, Самарский, Октябрьский, Железнодорожный, Промышленный, Красноглинский, Советский, Кировский).
А сейчас я проверю, как вы знаете свои домашние адреса и названия улиц города. Ребята, встаньте в круг. Давайте мы будем передавать мяч по кругу и называть свой домашний адрес. А сейчас передаём мяч по кругу в другую сторону и называем названия улиц города.
Воспитатель. А теперь скажите мне, ребята, в каком районе находится наш сад, на какой улице. (Ответы детей).
Следующее наше задание. Д/и «Достопримечательности нашего города». (На столе разложены карточки с изображение достопримечательностей города). Каждый ребёнок подходит к столу, берёт карточку с изображением достопримечательности города и называет что это.
А сейчас блиц опрос.
• Как зовут основателя города Самара (Григорий Засекин). (Слайд № 13)
• Какая площадь Самары является одной из самых больших в Европе? (площадь Куйбышева). Самарская площадь Куйбышева является крупнейшей европейской площадью и седьмой по размеру в мире. Ее площадь составляет 174 000 квадратных метров. (Слайд № 14)
• Самая высокая постройка такого назначения в Европе. (Железнодорожный вокзал) (Слайд № 15)
• Какой город является космической столицей нашей страны? (Самара). Все российские и советские космонавты отправлялись в космос благодаря ракетам, сконструированным в нашем городе. (Слайды № 16, 17)
• Одно из самых необычных зданий в Самаре? («Дом со слонами», построенный самарским купцом Константином Головкиным по его собственному проекту). (Слайд № 18)
• Какая набережная является одной из длиннейших и красивейших набережных среди всех городов России? (Самарская). (Слайды № 19, 20)
• Какой город в годы ВОВ был запасной столицей Советского Союза? (Куйбышев, как тогда называлась Самара). (Слайд № 21)
• Кто изображён на гербе Самары? (Белая коза). (Слайд № 22)
• Какая русская народная песня широко известна по всей России? («Самара-городок») (Слайд № 23)
• В каком городе появился 1 -й в России трамвай, полностью построенный из отечественных материалов? (В Самаре). (Слайд № 24).
• Какой населённый пункт, расположенный вблизи Самары является воздушными воротами нашего города? (Аэропорт Курумоч). (Слайд № 25)
• Какое важное мероприятие мирового значения будет проведено в Самаре летом 2018 года? (Чемпионат мира по футболу). (Слайд № 26)
• Как называется стадион, на котором пройдёт ЧМ по футболу? (Самара-Арена). (Слайд № 27).
Воспитатель. Недавно в нашей области принят символ. (Слайд № 28). Как вы, ребята думаете, что он означает? (Ответы детей).
А сейчас каждый из вас подойдёт возьмёт это сердечко и скажет за что любит свой город, свой родной край. (Дети выкладывают сердце).
Дорогие ребята, я благодарю вас за участие в викторине. Я вижу, что вы любите и хорошо знаете свой город. И я думаю, что учась в школе, вы с каждым годом будете его узнавать его всё лучше и лучше.
Самара – прекрасный город на Волге! Над тобой проносились ветры столетий, за твое будущее отдавали жизнь герои. Как не любить, как не гордиться тобой, наш город! Ты славен добрыми людьми и мирными делами. Ведь мы родились и выросли на Волге. И каждый из нас с полным правом называет себя волжанином. (Слайд № 29)
Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу и экскурсия по нашему городу тоже. И за ваши знания о родном городе я сейчас вручу вам медали «Знатоки города». (Вручение медалей).
А ещё, дорогие гости, посмотрите, какие альбомы о Самаре сделали наши ребята. (Дети показывают изготовленные альбомы о нашем городе).