Светлана Парамонова
Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе «Дети и война»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Формировать у детей чувство патриотизма и милосердия, интереса к прошлому России.
Познакомить с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Формировать у дошкольников представление о трудностях военного времени, познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны;
Уточнить знания детей о трудностях и чувствах сверстников во время войны, их помощи взрослым для приближения Победы;
Развивать связную речь, навыки речевого общения;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе „Дети и война“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Совершенствовать умение считать и отсчитывать предметы, запоминать результат счёта; использовать подручные материалы – палочки, шишки и камешки.
Упражнять в печатании букв по точкам, развивать аккуратность и самостоятельность;
Закреплять умение читать слова и предложения;
Воспитывать уважение к людям, защищавшим свою Родину, симпатию к сверстникам военных лет.
Предварительная работа: С. М. Георгиевская «Галина мама» чтение и беседа по тексту; подбор и рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне; прослушивание музыкальных произведений: «Священная война» муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедев-Кумач; «Прощание славянки» муз. В. Агапкина, сл. В Лазарева; «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова; беседа о чувствах, которые вызывают эти произведения, о значении музыкальных произведений в военное время.
Словарная работа: работа в тылу, партизаны, радисты, склады с боеприпасами, снаряды, пускали под откос вражеские поезда, кисет, орден Отечественной войны, подручные материалы.
Оборудование: компьютер, колонки, фильм - презентация «Дети войны».
запись песни: «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова; запись звучания метронома; заготовки для писем, простые карандаши;
набор игрушечной военной техники;палочки, камешки, шишки – для игры.
Ход
Воспитатель : Дети, подумайте и скажите, что обозначает слово – война?
Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите это слово?
Ответы детей.
Вспомните музыкальные произведения, которые мы с вами слушали о войне.
Расскажите о характере этих произведений, их значении в военное время.
Ответы детей.
Что такое победа? Где, в чём можно одержать победу?
Ответы детей.
Воспитатель : 75 лет назад закончилась страшная война, а точнее Великая Отечественная война. 9 мая в День Победы все вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых; тружеников, которые нелёгким трудом помогали одержать Победу в тылу.
Сегодня я расскажу вам о жизни детей, таких же ребят как вы, во время войны.
Война началась неожиданно, это произошло ранним летним утром, многие дети уехали на каникулы в лагеря или к бабушкам в деревню. Фашистские самолёты стали бомбить нашу землю, а по радио передали, что началась война, все поняли, что пришло страшное горе на нашу землю.
Все люди страны встали на защиту Родины. Взрослые мужчины - отцы и деды, старшие братья уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья.
Даже женщины уходили на фронт, они были санитарками, помогали раненым бойцам, служили в связи – радистками, передавали важные сведения. Много женщин - военных были лётчицами – воевали с фашистами в небе.
Расскажите о чувствах Гали и бабушки, после отправлении мамы на фронт. Где служила Галина мама? Какие обязанности она выполняла?
Ответы детей.
Воспитатель : Женщины, которые оставались дома, работали врачами, медсёстрами в госпиталях. Шили одежду для воинов, работали в поле – выращивали хлеб и овощи для солдат, трудились на заводах и фабриках - изготавливали снаряды, военную технику: самолёты, танки, пушки.
Вспомните и скажите, где работала Галина мама до отправления на фронт из произведения, которое мы с вами читали? Кем она была на фронте?
Ответы детей.
Воспитатель : В это трудное время люди жили очень скромно, еды было мало, часто голодали, замерзали, недосыпали, но они знали, что их труд, их помощь нужны Родине.
Как вы думаете, чем в это время были заняты дети?
Ответы детей.
Воспитатель : Во время войны дети продолжали учиться. Было очень трудно, потому что тетрадей не было, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углём, но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами, воевавшими с фашистами.
Показ иллюстраций
Воспитатель : Как вы думаете, дети помогали взрослым? Чем могли дети помочь? Какую помощь могли оказать дети?
Ответы детей.
Да, дети помогали взрослым. Трудились на заводах: помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне с взрослыми
Показ иллюстраций.
Как вы думаете, легко им было?
Ответы детей.
Воспитатель : Да, дети очень уставали, но они понимали, что всем нелегко и их помощь важна для армии. Своим отцам и старшим братьям, воевавшим на фронте, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт?
Ответы детей
Воспитатель : Я предлагаю нам тоже написать письмо. Но для начала мы немножко поиграем.
Физминутка: «Мы солдаты»
Дети встают, выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы солдаты, мы солдаты, и шагаем мы вперёд!
Мы присядем, снова встанем - дружно, вместе мы идём!
Наклонимся вправо – влево, а потом наоборот,
Мы взбираемся на холм!
Воспитатель : Молодцы, ребята! Садитесь за столы:
Руки где? Дети : На месте!
Ноги где? Дети : На месте!
Локти где? Дети : На месте!
Спина? Дети : Прямая!
Воспитатель : Хорошо! Теперь возьмите карандаши и по точкам обведите буквы. После выполнения задания прочитать вместе: «Победа!»
Воспитатель : Вспомните и скажите, что вы знаете о партизанах? Кто такие партизаны?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно, это люди, которые создавали отряды, уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами.
Дети помогали партизанам, они запоминали и рассказывали о немецких солдатах, сколько их, какая у них боевая техника: танки, пушки. Для этого дети использовали палочки - они обозначали немецких солдат и офицеров. Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки – три камешка – это значит три пушки. Шишки – это танки. Пять шишек – это сколько танков?
Предложить посчитать приготовленные заранее подручные материалы (палочки, шишки и камешки)
Ответы детей
Скажите, для чего дети использовали подручные материалы? Что такое подручные материалы?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно, это придумали для того, чтобы детям было проще, легче передавать информацию партизанам. Командир партизанского отряда знал, какими силами, какой военной техникой обладают враги в этом городе или в этой деревне.
Воспитатель : Предлагаю поиграть, игра называется: «Юные разведчики»
В группе, расставляются игрушечные солдатики, танки, пушки. Отдельно раскладываются палочки, камешки, шишки. Выбираются трое детей – разведчиков, каждому из которых даё тся отдельное задание: посчитать солдат, выяснить количество танков, пушек и доложить командиру (воспитателю).
Игру можно повторить по желанию детей.
Воспитатель : Во время войны случалось, что дети теряли всех своих близких и попадали к нашим солдатам. Солдаты хорошо принимали детей, кормили их, давали одежду, даже получалось так, что некоторые из них оставались в расположении военной части, чаще всего это были мальчики. Их так и называли: «Сын полка»
Иллюстрация: «Сын полка»
Воспитатель : Вспомните, как Галина мама выполнила своё задание, что с ней случилось? Какую награду она получила? Какие чувства возникли у мамы и у Гали? Что мама ответила командующему?
Ответы детей.
Воспитатель : Закончилась война, пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь, но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас рядом с нами.
Почтим память погибших минутой молчания. Предлагаю всем встать.
Дни весны наступающей им не даны.
На минуту встаньте, товарищи,
В память всех не пришедших с войны!
Дети встают, звучит метроном.
Воспитатель :
Пусть будет мир на всей Земле! «Да» - скажем миру! «Нет» - войне!
По окончании, дети проходят на стулья, садятся перед экраном.
Воспитатель : Предлагаю посмотреть фильм - презентацию о детях войны, он так и называется «Дети войны
Просмотр презентации: «Дети войны»
Рефлексия.
Вы сегодня узнали что - то новое чего раньше не знали?
Расскажите о своих чувствах после просмотра презентации.
Расскажите об этом своим близким и друзьям.