чургулия жана
Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе «Рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение материала по теме:»Рыбы»
Задачи
Образовательная :закрепить знания об особенностях внешнего вида и строения рыб, позволяющих приспособится к жизни в водной среде, пополнение словарного запаса,совершенствовать грамматический строй
Развивающие: развивать наблюдательность, умение делать выводы в процессе экспериментальной деятельности,устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:воспитывать экологическую культуру и необходимость охраны водоемов (среды обитания рыб);умения работать в команде
Публикация «Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе „Рыбы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
Методы и приемы:игровой,наглядный,практический,словесный.
Оборудование:иллюстрации речных рыб,глобус,видео дна реки,графическая модель рыбки,рыбки-игрушки (с вставленным грузом,растительное масло,предметы металлические,деревянные,пенопластовые,воздушный шарик
Организационный момент
Воспитатель:Ребята,предлагаю сегодня отправится в путешествие,а куда вы узнаете,ответив на мои загадки,готовы?
Дети: да
Воспитатель:тогда слушайте внимательно
1)на ноге стоит одной, крутит -вертит головой, нам показывает страны,реки,горы,океаны?Ребята,что это?
Дети:глобус
Воспитатель:верно,глобус-модель нашей Земли,какую форму он имеет?
Дети:форму шара
Воспитатель:а что обозначают синии цветом?
Ответы детей
Воспитатель:правильно дети, водоёмы. (Рассматривают,мы уже знаем,что большую часть на Земле занимает вода. ,вспомним какие водоёмы мы знаем?
Дети:ответы детей
Воспитатель:вы правы,и для многих вода -это дом,и сегодня мы отправимся как вы догадались куда?
Ответы детей
Воспитатель:да,ребята,предлагаю погрузится на дно реки и посмотреть -кто же там живет?как мы можем это сделать?
Дети:ответы
Воспитатель:все верно,выберем подводную лодку (включаем видео дно реки)
Посмотрите, что мы видим в иллюминаторах:(ил,водоросли)
Посмотришь на реку,и кажется в ней нет ни мальков, ни окуней,
Только бежит голубая вода,но если ближе в неё заглянуть,сразу видишь,что это не так,вот под корягою прячется рак,рядом лини копошатся в грязи,на солнце сверкают боками язи,стайка плотвы шевелит камыши,мелькают густерки,ельцы и ерши,река ведь не просто течёт и течёт,она своею жизнью живет.
А сейчас ребята,буду еще загадывать загадки о рыбах,а вы найдёте их в нашей реке
Ухвачу-ка!Проглочу-ка!Щелкает зубами. (щука)
Сколько частей в слове Щука, прохлопаем
Он в самом омуте живет,хозяин глубины,имеет длинные усы,а глазки чуть видны (сом)
Сколько частей в слове сом(1)
Он колючий,но не ёж,а речная рыба. ёрш
Сколько частей в слове ёрш(1)
Рыбак Корней поймал трёх. окуней
Сколько частей в слове окунь(2)
Молодцы,ребята,чтоб наши рыбки не были сердитыми,назовём их ласково. ёрш (ёршик,сом (сомик) и тд
Думаю рыбкам понравится как мы их называем Ребята,а если рыбки живут в море,то они какие (морские,в реке. в озере. в аквариуме. ?
Ответы детей
Воспитатель:а что у всех рыб общего (строение рыбок-картинка). ответы детей
Ребята,художник нарисовал картину,но здесь чего-то не хватает (игра «дорисуй чего не хватает «)
Воспитатель:какие геометрические фигуры использовали?. на какую геометрическую фигуру похоже тело рыбки?. правильно тело рыбы похоже на овал,имеет обтекаемую форму,это помогает им быстро передвигаться в воде.
Посмотрим,что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для это предлагаю надеть халаты и создать лабораторию,как настоящие учёные-будем проводить опыты
Опыт 1
(Две емкости с водой для игрушечка 1 игрушка лежит ннеподвижно,а во 2 завести игрушку.)
Посмотрите,что у нас происходит (во 2 случае рыбка движется в отличие от 1)
Что помогает рыбке двигаться? Для чего рыбам нужны хвост и плавники (ответы детей)
Вывод: хвост и плавники рыбки используют как мотор и руль, ими она отталкивается от воды (схематичную карточку опыта ставим на доску)
Предлагаю немного поиграть в игру «тонет-не тонет»
(Несколько небольших предметов, которые не тонут, и несколько,которые тонут, ёмкость с водой)
Берём по одной штуке,даём ребёнку и спрашиваем»тонет-не тонет»?и сразу проверяем правильность ответов;
тяжелое-тонет,легкое -плавает
А рыбки тоже тяжелые,почему же они не тонут?
Опыт 2
У рыбок есть специальный пузырь,который ей помогает не тонуть. (В ёмкость с водой кладём плотный шарик,который идёт на дно, и воздушный шарик, надутый воздухом)
Что наблюдаем?плотный шарик утонул
Почему он не всплывает (ответы детей)
Вывод:шарик,надутый не тонет-его поддерживает воздух
У рыбок есть такой же мешочек-плавательный пузырь,он не даёт ей утонуть,она то сдувает,то надувает его,опускается на дно,либо поднимается наверх.
Ставим ещё одну схематическую карточку)
Делать открытия ученые не легко,поэтому предлагаю перерыв для отдыха
Физкультминутка:
Разминая поясницу мы не будем торопиться вправо,влево повернись,на соседа оглянись,чтобы стать ещё умнее,мы слегка покрутим шеей раз и два,раз и два закружилась голова,раз,два,три,четыре,пять,ноги надо нам размять,напоследок,всем известно,как всегда ходьба на месте!От разминки польза есть,чтож пора на место сесть!
Воспитатель:продолжим наши опыты
Опыт 3
Ребята,рыба живое существо,а значит она не только двигается,но и дышит. чем дышат люди?
Дети:воздухом
Воспитатель:чем же могут дышать рыбы, воздухом или водой?
В прозрачную ёмкость с водой опустим кусок пластилина,возьмём лупу и увидим,что образовалось на кусочке пластилина (из воды не вынимаем (дети видят налипание пузырьков воздуха,можно потрогать пластилин кончиками пальцев и увидеть как пузырьки поднимаются наверх.
Вывод:в воде есть воздух
Ставим схематическую карточку опыта
Рыбы,как и все живые существа дышат кислородом,растворенным в воде.
Нашей рыбке,как видим удобно жить в воде,но человек может помешать им,как (ответы детей)что может загрязнить воду?
Опыт 4
В ёмкость с водой капнуть растительное масло
Что наблюдаем (масло растеклось тонкой пленкой по поверхности воды,так и нефтянные отходы закрывают пленкой воду и воздух уже не может в неё проникнуть и живые организмы в воде погибают
Что надо сделать чтобы этого не произошло (ответы детей)
Схематичная карточка (не бросать мусор в реку,не мыть транспорт на берегу,не загрязнять берега)ставится на доску
Рефлексия:
Воспитатель:ребята,вы сегодня большие умницы,столько новой информации узнали и многое закрепили -настоящие ученные,посмотрим на наши схематические карточки и подведём итог нашего путешествия-думаю не последнего (Дети обобщают по схематическим карточкам опытов)
.